Уроки французского (Краткое содержание рассказа)
12 Просмотров
Уроки французского
Рассказ
1973
Главные герои
- Мальчик-повествователь — одиннадцатилетний ребёнок, от лица которого ведётся рассказ. Он отличается умом, самостоятельностью и силой духа, несмотря на свой юный возраст. Учится он хорошо, но сталкивается с трудностями в освоении французского языка. Его жизнь в новом городе полна испытаний, с которыми он старается справляться самостоятельно.
- Лидия Михайловна — молодая учительница французского языка, примерно двадцати пяти лет. Она имеет короткие чёрные волосы и проявляет глубокую заботу о своём ученике. Лидия Михайловна стремится помочь мальчику, чувствуя его одиночество и голод, и делает это не только как педагог, но и как человек, понимающий его нужды.
Другие персонажи
- Мать мальчика — живёт в деревне, где остались её младшие дети. С трудом отправила сына учиться в районный центр, иногда посылает ему небольшие посылки с хлебом, картошкой и деньгами, стараясь хоть как-то поддержать его в трудное время.
- Дядя Ваня — шофёр из деревни, который раз в неделю приезжает в районный центр по работе. Он привозит мальчику посылки от матери, являясь единственной ниточкой, связывающей его с домом.
- Федька — сын хозяйки квартиры, где живёт главный герой. Он знакомит мальчика с азартной игрой, что становится началом его проблем с местными ребятами.
- Вадик — старший ученик, семиклассник, обладающий физической силой и влиянием среди ребят. Вадик умён и расчётлив, он не терпит тех, кто может его превзойти.
- Птаха — коренастый парень с большой головой, оставшийся на второй год в пятом классе. Он всегда поддерживает Вадика, часто участвуя в его проделках.
- Тишкин — одноклассник главного героя, который в один из дней выдаёт Лидии Михайловне, что мальчик играет на деньги, что приводит к серьёзным последствиям.
- Василий Андреевич — строгий и серьёзный директор школы. Он живёт по соседству с Лидией Михайловной и случайно становится свидетелем её неформального общения с учеником, что приводит к неожиданным событиям.
Рассказ Валентина Распутина “Уроки французского” передает историю одиннадцатилетнего мальчика, живущего в послевоенной России в 1948 году. Его жизнь переворачивается, когда он вынужден покинуть родную деревню и отправиться в райцентр, чтобы продолжить обучение, ведь в его родном селе была только начальная школа. Мальчик остается один в чужом городе, а его мать с младшими братьями и сестрами остаются в деревне. Жизнь в городе нелегка, особенно без отца, и семья бедствует. Несмотря на трудности, мальчик успешно справляется с учебой, за исключением французского языка, с которым у него возникают проблемы из-за трудностей с произношением.
Мальчик глубоко тоскует по дому, а скромные посылки с картошкой и хлебом, которые раз в неделю передает ему через водителя мать, часто не доходят до него полностью – кто-то из соседей по квартире регулярно крадет его еду. Оставшись практически без еды, мальчик начинает чувствовать острое чувство голода и осознает, что голод в городе не такой, как в деревне: здесь нет возможности найти что-то съестное, остаются только пустота и одиночество.
Однажды мальчик узнает от одноклассника Федьки об игре “чика”, в которую играют на деньги. Эта игра привлекает его внимание, но у него нет средств, чтобы участвовать. После того как мать присылает ему немного денег на молоко, мальчик решает рискнуть и поучаствовать в игре. Сначала он проигрывает, но вскоре начинает выигрывать и каждый день получает необходимый рубль, который тратит на молоко, чтобы утолить голод и сосредоточиться на учебе.
Однако его успехи не остаются незамеченными, и другие игроки, особенно Вадик, начинают завидовать. Вадик и его приятель Птаха избивают мальчика после того, как он очередной раз выигрывает и быстро уходит из игры. На следующий день учительница французского, Лидия Михайловна, замечает синяки на лице мальчика и узнает о его участии в азартных играх. Она вызывает его на разговор, и тот обещает больше не играть, хотя это обещание оказывается трудно сдержать.
Положение мальчика становится ещё хуже, когда дядя Ваня перестает привозить продукты от матери, и он вновь оказывается перед выбором: смириться с голодом или вернуться к игре. В конце концов, он решает вернуться, несмотря на страх перед новым унижением и избиением.
После второго избиения Лидия Михайловна берет мальчика под свою опеку и начинает давать ему дополнительные уроки французского. Однако вместо того, чтобы сосредоточиться на языке, она пытается заботиться о его благополучии. Она предлагает ему пищу и даже привозит еду, хотя мальчик изначально отвергает её помощь.
Со временем между мальчиком и учительницей устанавливается особая связь, и Лидия Михайловна, в попытке понять своего ученика, предлагает ему сыграть в старую детскую игру “пристенок”, которую она знала из своего детства. Эта игра становится их тайным увлечением, и мальчик начинает снова выигрывать деньги, которые использует на покупку молока.
Однако однажды их игра прерывается неожиданным визитом директора школы, который застает их за этим занятием. Вскоре после этого Лидия Михайловна уезжает из города, и мальчик больше никогда её не видит. Но спустя некоторое время он получает от неё посылку с продуктами, включая редкие для него красные яблоки, как символ её заботы и воспоминания о доброте.