Мертвые души (Краткое содержание по Главам)
12 Просмотров
Мертвые души
Том первый
К читателю от сочинителя
Николай Гоголь в своем обращении к читателям в первом томе “Мертвых душ” просит их о помощи в создании его произведения. Он подчеркивает, что хочет создать максимально достоверную картину русской жизни, но для этого ему необходимы знания о разных сословиях и людях.
Ключевые моменты обращения:
- Призыв к читателям: Гоголь обращается ко всем, независимо от их социального положения и образования, с просьбой поделиться своими знаниями о русской жизни.
- Цель обращения: Автор стремится создать более глубокое и многогранное произведение, отражающее все стороны русской действительности.
- Метод работы: Гоголь просит читателей делиться своими наблюдениями, историями и даже критиковать его работу, чтобы он мог улучшить свое произведение.
- Образ идеального читателя: Автор ищет читателя, способного не только понимать текст, но и активно участвовать в его создании, дополняя его своими мыслями и идеями.
По сути, Гоголь приглашает читателей в соавторство, делая их полноправными участниками творческого процесса.
Почему это важно:
- Интерактивность: Такой подход делает чтение более активным и интересным процессом.
- Достоверность: Взаимодействие с читателями позволяет автору создать более реалистичный и многогранный образ русской жизни.
- Глубина произведения: Благодаря участию читателей, произведение приобретает дополнительный смысл и глубину.
Таким образом, обращение Гоголя к читателю свидетельствует о его новаторском подходе к литературе и о его стремлении создать произведение, которое будет максимально близко и понятно русскому читателю.
Глава первая
Первая глава романа Гоголя “Мертвые души” знакомит нас с главным героем, Павлом Ивановичем Чичиковым, и создает атмосферу повествования.
- Чичиков и его путешествие: Мы видим Чичикова, путешествующего по России в небольшой бричке. Он предстает перед нами как человек неброский внешне, но обладающий определенной житейской мудростью и умением располагать к себе людей.
- Приезд в губернский город: Чичиков прибывает в уездный город NN, где и начинают разворачиваться основные события романа. Его въезд не вызывает особого ажиотажа, но автор обращает внимание на некоторые детали, которые в дальнейшем приобретут значение.
- Первые впечатления: Гоголь живописует атмосферу провинциального города, его жителей и их повседневную жизнь. Читатель знакомится с местными персонажами, которые впоследствии сыграют важную роль в судьбе Чичикова.
- Завязка интриги: Хотя в первой главе еще не раскрывается суть замысла Чичикова, читатель уже чувствует, что перед ним не простой путешественник, а человек, преследующий определенные цели.
Ключевые моменты главы:
- Введение главного героя: Чичиков предстает как загадочная фигура, вызывающая интерес и любопытство.
- Создание атмосферы: Гоголь мастерски создает атмосферу провинциальной России, ее нравов и обычаев.
- Завязка сюжета: Первая глава задает тон всему повествованию и готовит читателя к дальнейшим событиям.
Основная идея главы:
Автор знакомит читателя с главным героем и создает основу для последующего развития сюжета. Чичиков предстает как человек, скрывающий свои истинные намерения, а провинциальный город становится местом, где разыграется история, полная сатиры и иронии.
Глава вторая
Глава 2 посвящена первому помещику, которого посещает Чичиков – Манилову.
Манилов предстает перед читателем как мечтательный, ленивый и несколько наивный человек. Его поместье, как и сам хозяин, находится в состоянии некоторого застоя. Все вокруг словно покрыто слоем пыли и лени.
Чичиков быстро находит общий язык с Маниловым и предлагает ему выгодную сделку – купить у него “мертвые души”, то есть крестьян, которые уже умерли, но формально числятся живыми по ревизским сказкам. Манилов, не особо вникая в суть предложения, с готовностью соглашается отдать Чичикову этих “мертвых душ”.
Ключевые моменты главы:
- Портрет Манилова: мечтатель, ленивец, человек “ни то ни сё”.
- Состояние поместья: запущенное, все покрыто слоем пыли.
- Сделка с Чичиковым: Манилов легко соглашается продать “мертвые души”.
Значение главы:
Глава 2 вводит читателя в мир помещичьей России. Манилов становится первым представителем галереи помещиков, которую создает Гоголь. Через образ Манилова автор высмеивает мечтательность, леность и непрактичность некоторых представителей дворянства.
Глава третья
Глава 3 посвящена встрече Чичикова с помещицей Настасьей Петровной Коробочкой. Это яркий образ скупой и прижимистой помещицы, которая с трудом понимает абстрактные понятия и склонна к буквальному толкованию всего, что слышит.
Чичиков, приехавший к Коробочке с целью купить у нее “мертвые души”, сталкивается с ее непониманием. Коробочка привыкла к конкретным вещам: пеньке, меду, кузнецам, и не может уложить в голове, как можно продавать то, чего нет, – мертвых людей. Она предлагает Чичикову взамен различные товары из своего хозяйства, не понимая сути его предложения.
Чичикову приходится долго и терпеливо объяснять Коробочке смысл сделки. В конце концов, ей удается донести до помещицы, что она может получить за “мертвые души” реальную выгоду. Однако Коробочка все равно торгуется и долго не соглашается на предложенную цену.
Ключевые моменты главы:
- Характер Коробочки: Скупость, прижимистость, неспособность к абстрактному мышлению.
- Тема “мертвых душ”: Чичиков сталкивается с новым препятствием в реализации своей аферы.
- Юмор: Ситуация, в которой оказывается Чичиков, вызывает смех благодаря контрасту между его хитростью и простодушием Коробочки.
Эта глава является яркой иллюстрацией одного из центральных образов поэмы – типажа помещика-крепостника, озабоченного только личной выгодой и неспособного понять чужие мотивы.
Глава четвертая
Глава четвертая поэмы Гоголя посвящена встрече Чичикова с помещиком Ноздревым. Этот персонаж предстает перед читателем как человек вспыльчивый, неугомонный и совершенно непредсказуемый.
Чичиков, прибыв в имение Ноздрева, сталкивается с его хаотичным образом жизни. Ноздрев постоянно куда-то спешит, затевает различные авантюры и споры. Он не может усидеть на месте и постоянно ищет новых развлечений.
Главная цель визита Чичикова – приобрести у Ноздрева мертвые души. Однако переговоры с этим помещиком не складываются. Ноздрев, вместо того чтобы продать души, предлагает сыграть в карты, в шашки или обменять их на что угодно. Он не понимает серьезности намерений Чичикова и воспринимает все происходящее как очередную игру.
Ноздрев – это яркий образ, который олицетворяет собой пороки российского дворянства: легкомыслие, азартность, неспособность к серьезным делам. В его образе Гоголь высмеивает пустоту и бессмысленность жизни многих представителей этого сословия.
Ключевые моменты главы:
- Ноздрев как персонаж: Вспыльчивый, неугомонный, непредсказуемый помещик.
- Встреча с Чичиковым: Неудачные переговоры о покупке мертвых душ.
- Характер Ноздрева: Олицетворение пороков российского дворянства.
- Юмор и сатира: Гоголь высмеивает пустоту и бессмысленность жизни Ноздрева.
Глава пятая
Глава 5 посвящена помещику Михаилу Семёновичу Собакевичу. Это колоритный персонаж, олицетворяющий грубую силу, скупость и крепкий хозяйский дух. Его сравнивают с медведем за внешнюю неуклюжесть и сильную комплекцию.
Чичиков, приехав к Собакевичу, обнаруживает, что тот – человек прямолинейный и грубый. Собакевич не скрывает своего пренебрежения к другим помещикам и чиновникам, считая их слабыми и неспособными. Он ценит только труд и силу, а все остальное презирает.
После обильного обеда Чичиков переходит к основной теме визита – покупке мертвых душ. Собакевич, сначала удивленный такой просьбой, быстро понимает выгоду сделки. Однако, в отличие от других помещиков, он назначает высокую цену, подчеркивая качество своих “товаров”. Он уверяет Чичикова, что его крестьяне крепкие и здоровые, как быки, и могли бы еще долго жить, если бы не внезапная смерть.
Ключевые моменты главы:
- Собакевич как олицетворение силы и грубости: Его образ контрастирует с другими помещиками.
- Прямолинейность и грубость: Собакевич не скрывает своих мыслей и чувств.
- Ценность труда и силы: Для Собакевича это главные человеческие качества.
- Сделка с мертвыми душами: Собакевич понимает выгоду сделки и назначает высокую цену.
Значение главы:
Глава 5 продолжает раскрывать галерею помещиков, каждый из которых представляет собой определенный тип российского дворянства. Собакевич олицетворяет грубую силу и крепостничество в его наиболее неприглядном виде. Его образ дополняет картину российской действительности, представленную Гоголем.
Глава шестая
Глава шестая посвящена помещику Степану Плюшкину. Это образ, олицетворяющий собой жадность, скупость и упадок человеческой души.
Когда-то Плюшкин был богатым и уважаемым человеком, но семейные трагедии и неудачи в жизни превратили его в жадного старика-копикушу. Его дом наполнен хламом и пылью, он собирает все, что плохо лежит, но при этом ничем не пользуется.
Ключевые моменты главы:
- Изображение упадка: Деревня Плюшкина приходит в запустение, крестьяне живут в бедности. Сам помещик одет в лохмотья и питается объедками.
- Психологический портрет: Гоголь мастерски рисует образ Плюшкина, показывая его внутреннюю пустоту и одержимость накоплением.
- Социальная критика: Через образ Плюшкина Гоголь критикует пороки российского общества, такие как чиновничество, бюрократию и социальное неравенство.
Значение главы:
Шестая глава является одной из самых ярких и запоминающихся в романе. Образ Плюшкина стал одним из самых известных в русской литературе и символизирует крайнюю степень человеческой деградации.
Глава седьмая
Глава 7 – ключевой момент в истории Чичикова. После посещения помещика Собакевича, наш герой отправляется в уездный город для оформления сделки. Вместе с Маниловым, который принес список “мертвых душ”, Чичиков направляется в гражданскую палату.
Атмосфера канцелярии поражает своим бюрократизмом и формализмом. Мелкие чиновники, погруженные в свои дела, создают комический фон. Чичикову удается провести сделку, несмотря на попытки Собакевича усложнить процесс.
Ключевые моменты главы:
- Чичиков как мастер манипуляции: Он умело обращается с людьми, подкупая их лестью и обещаниями.
- Сатира на чиновничество: Гоголь ярко высмеивает бюрократические порядки и мелкотравчатость чиновников.
- Собакевич как олицетворение крепостничества: Собакевич, несмотря на свою грубость, является типичным представителем помещиков, ценящих лишь материальные блага.
- Философское отступление: В этой главе Гоголь вводит философское отступление о писателях, их роли в обществе и ответственности за свои произведения.
Итог главы: Чичикову удается достичь своей цели – оформить сделку о покупке “мертвых душ”. Однако, эта глава не только о коммерческой сделке, но и о более глубоких проблемах российского общества того времени – о крепостничестве, бюрократии и моральном упадке.
Глава восьмая
Бал у губернатора и разоблачение
Восьмая глава “Мертвых душ” посвящена балу у губернатора, на котором Чичиков предстает в новом свете. Он блестяще танцует, очаровывает дам и пользуется успехом у чиновников. Однако, его тщательно выстроенный образ успешного человека рушится, когда Ноздрев, в своем обычном взбалмошном стиле, объявляет всем присутствующим о том, что Чичиков покупает мертвые души.
Сначала никто не верит Ноздреву, но слухи начинают распространяться. Чичиков чувствует себя все более неловко и понимает, что его секрет может быть раскрыт. В итоге, он вынужден покинуть бал и уехать в гостиницу, где дает волю своим чувствам и ругает всех, кто его оклеветал.
Прибытие Коробочки
Утром в город приезжает Коробочка. Она очень беспокоится о своей сделке с Чичиковым и хочет узнать, не обманул ли он ее, купив мертвые души слишком дешево. Это событие еще больше усугубляет положение Чичикова и подчеркивает абсурдность его предприятия.
Ключевые моменты главы:
- Разоблачение: Тайна Чичикова становится известной, что ставит под угрозу весь его план.
- Бал как зеркало общества: Бал у губернатора служит сатирическим изображением высшего общества, его пороков и лицемерия.
- Коробочка: Ее появление вновь акцентирует внимание на главной теме произведения – торговле людьми и духовной пустоте.
Значение главы:
Восьмая глава является кульминацией первой части поэмы. Разоблачение Чичикова знаменует собой начало его падения и ставит под сомнение возможность реализации его плана. В то же время, эта глава раскрывает новые грани характеров героев и углубляет социальную критику Гоголя.
Глава девятая
Глава девятая поэмы Гоголя посвящена в основном распространению слухов о Чичикове и его странных сделках. После визита к Коробочке, новость о покупке мертвых душ быстро разлетается по городу.
- Сплетни и домыслы: Женщины города, в частности, проявляют живой интерес к загадочному приезжему. Они придумывают самые невероятные версии его целей, от желания увезти губернаторскую дочку до более экзотических вариантов. Мужчины же, хотя и недоумевают, склоняются к версии о некоем преступлении, связанном с мертвыми душами.
- Официальные органы: Местные власти, узнав о странных делах Чичикова, начинают проявлять беспокойство. Приход известия о фальшивомонетчике и беглом разбойнике еще больше подогревает подозрения. Чиновники собираются на совет, чтобы обсудить, как им поступить с этим таинственным человеком.
Таким образом, девятая глава показывает, как быстро и искаженно распространяются слухи в обществе. Чичиков, изначально задумывавший простую финансовую аферу, становится объектом всеобщего внимания и подозрений. Эта глава также подчеркивает атмосферу подозрительности и недоверия, царящую в провинциальном обществе.
Ключевые моменты главы:
- Распространение слухов о Чичикове и его странных сделках.
- Разные интерпретации его действий среди горожан.
- Беспокойство местных властей.
- Создание атмосферы загадочности и интриги.
Глава десятая
Глава десятая романа Гоголя “Мертвые души” посвящена тому, как меняется отношение к Чичикову после того, как стало известно о его необычной сделке.
Ключевые события главы:
- Слухи и домыслы: Среди чиновников города разгораются бурные обсуждения личности Чичикова. Его подозревают во всех смертных грехах: от фальшивомонетчества до разбоя. Почтмейстер даже выдвигает версию о том, что Чичиков – это не кто иной, как капитан Копейкин, известный ветеран войны 1812 года, который впоследствии стал разбойником.
- Изоляция Чичикова: Чичиков, простудившись, вынужден оставаться в гостинице. Когда он выздоравливает, обнаруживает, что городская элита избегает его общества. Чиновники ведут себя странно и откровенно враждебно.
- Разоблачение Ноздрева: Ноздрев, встретившись с Чичиковым, рассказывает ему о том, что о нем говорят в городе. Чичиков, потрясенный этими откровениями, понимает, что его репутация полностью дискредитирована.
- Бегство Чичикова: Испуганный и униженный, Чичиков решает бежать из города. Он осознает, что его афера раскрыта, и дальнейшее пребывание здесь невозможно.
Главная мысль главы:
Десятая глава демонстрирует, насколько быстро может измениться общественное мнение и как легко люди готовы поверить в самые невероятные слухи. Чичиков, который еще вчера был желанным гостем, превращается в изгоя. Эта глава также подчеркивает тему лицемерия и двуличия, которые пронизывают все российское общество того времени.
Глава одиннадцатая
Глава 11 романа Гоголя “Мертвые души” посвящена размышлениям Чичикова о жизни и его философии обогащения. После неудачной сделки с Ноздревым, герой покидает город.
Ключевые моменты главы:
- Философия Чичикова: Герой делится своими взглядами на жизнь и деньги. Он убежден, что деньги — это единственное, на что можно положиться. Чичиков цитирует своего отца, который говорил, что “копейка надежнее всего на свете”.
- Опыт Чичикова: Вспоминая свое прошлое, Чичиков рассказывает о своих попытках разбогатеть. Он делится историей о том, как служил на таможне и пытался нажиться на контрабанде.
- Отношение к людям: Чичиков выражает глубокое недоверие к людям. Он считает, что товарищи и приятели могут предать, а вот деньги всегда останутся верными.
Основная идея главы:
11 глава “Мертвых душ” раскрывает перед читателем внутренний мир Чичикова. Мы видим его как циничного, прагматичного человека, который верит только в силу денег. Его философия жизни отражает настроения того времени, когда многие стремились к быстрому обогащению любыми средствами.
Важность главы:
Эта глава играет важную роль в понимании образа Чичикова. Она помогает нам глубже проникнуть в его душу и понять мотивы его поступков. Кроме того, 11 глава содержит важные философские размышления о деньгах, дружбе и человеческих отношениях.
Дополнительные аспекты:
- Юмор: Несмотря на серьезную тему, глава содержит элементы юмора, характерные для стиля Гоголя.
- Сатира: В этой главе Гоголь продолжает сатирически изображать российское общество того времени, высмеивая жадность и цинизм.
Вывод:
11 глава “Мертвых душ” является одним из ключевых эпизодов романа. Она позволяет читателю лучше понять характер главного героя и глубже погрузиться в атмосферу произведения.