Детство (Краткое содержание повести)
18 Просмотров
Детство
Повесть
1852
Глава I
Учитель Карл Иваныч
В первой главе повести Льва Толстого “Детство” читатель знакомится с главным героем Николаем Иртеньевым, мальчиком примерно десяти лет, от лица которого ведется повествование. Глава начинается с описания утра, когда Николай просыпается в своей комнате. Он чувствует тепло и уют, осознавая, что это один из последних дней зимы.
Затем внимание сосредотачивается на Карле Иваныче, учителе Николая. Карл Иваныч — пожилой немец, добродушный, но строгий. Несмотря на внешнюю строгость, Николай чувствует привязанность к учителю и даже замечает в нем некие черты ранимости. Описание Карла Иваныча включает его внешность, одежду и привычки. С самого начала повести видно, что отношения между учителем и учеником наполнены теплотой и взаимным уважением.
Глава II
Maman
Вторая глава “Детство” Льва Толстого называется “Maman”. В этой главе главный герой, Николя, вспоминает свою мать, к которой испытывает глубокую привязанность и нежность. Он описывает ее внешность и характер, подчеркивая её красоту, доброту и мягкость. Мать является для него идеалом женщины, и её образ наполняет его детство теплом и светом. Глава наполнена чувством любви и восхищения, а также легкой грустью, так как вспоминание о матери связано с утратой. Через эти воспоминания Толстой передает читателю важность материнской любви и её влияние на развитие личности.
Глава III
Папа
В третьей главе повести Льва Толстого “Детство” описывается образ отца главного героя, Николеньки Иртеньева. Глава начинается с того, что Николенька вспоминает своего отца с большим уважением и любовью, восхищаясь его внешностью и поведением. Отец описывается как красивый, статный мужчина с аристократическими манерами. Он был добрым, заботливым и всегда находил время для своих детей, хотя часто был занят делами. Николенька видит в отце идеал, стремится подражать ему и мечтает стать таким же, когда вырастет.
Глава также отражает глубокие чувства Николеньки к отцу, его восхищение и стремление получить отцовское одобрение. Через эти детские воспоминания Толстой показывает, насколько важно для ребенка иметь образец для подражания и как сильно влияет на формирование личности отношение отца к сыну.
Глава IV
Классы
В главе IV “Классы” из повести Льва Толстого “Детство” главный герой, Николенька Иртеньев, описывает свои впечатления от занятий в школе. Он делится своими переживаниями и размышлениями о классах и учителях.
Николенька учится дома вместе с братом и другими детьми. Он описывает, как проходят занятия: учителя, атмосфера в классе и то, как они общаются с учениками. Главный герой испытывает разные чувства — от страха перед учителями до радости от хороших отметок. Он ощущает своё место в обществе и старается заслужить одобрение учителей и родителей. Эта глава показывает его отношение к обучению, внутренние переживания и его развитие как личности в детские годы.
Глава V
Юродивый
В пятой главе повести Льва Толстого “Детство” под названием “Юродивый” описывается встреча главного героя Николеньки с юродивым (странствующим нищим, которого считали святым или блаженным). Этот человек производит на мальчика сильное впечатление.
В доме Николеньки появляется старик с необычным внешним видом, который называет себя Гришкой. Он одет в рваную одежду, босой и выглядит совершенно непрезентабельно. Однако взрослые относятся к нему с почтением и даже страхом, считая его святым. Гришка говорит загадочными фразами, пророчествует и ведёт себя странно, что вызывает у Николеньки смешанные чувства – от страха до любопытства. Юродивый несколько раз говорит с мальчиком, и его слова кажутся Николаю странными и непонятными, но он чувствует, что в них есть нечто важное.
Эта встреча оставляет у Николеньки глубокое впечатление и заставляет его задуматься о странностях взрослого мира, о вере и о загадочности жизни.
Глава VI
Приготовления к охоте
В шестой главе романа “Детство” Лев Толстой описывает подготовку семьи к предстоящей охоте. Главный герой, молодой Николай, наблюдает за многочисленными приготовлениями, которые включают сбор оружия, настройку экипировки и организацию группы охотников. Он испытывает смесь восторга и любопытства, пытаясь понять значимость этого события для взрослых.
Николай замечает, как родители и родственники обсуждают планы, распределяют роли и делятся ожиданиями от охоты. Через описание этих взаимодействий Толстой передаёт атмосферу русской аристократической жизни того времени, подчёркивая традиции и социальные обычаи. Для Николая охота становится не только мероприятием для добычи дичи, но и важным ритуалом, укрепляющим семейные узы и подтверждающим статус семьи в обществе.
В процессе подготовки мальчик начинает осознавать различие между детством и взрослой жизнью, замечая ответственность и серьёзность, с которой взрослые относятся к предстоящему событию. Глава завершается ожиданием начала охоты, что символизирует переход Николая к новым этапам восприятия мира вокруг него.
Глава VII
Охота
В VII главе повести Льва Толстого «Детство» описывается сцена охоты, в которой участвует главный герой — Николенька Иртеньев. Николенька, его отец и охотники отправляются в лес, чтобы поохотиться на зайцев. Для Николеньки это важное событие, так как он чувствует себя взрослым и значимым, участвуя в деле, которым занимаются мужчины.
Во время охоты мальчик переживает множество эмоций: от восторга и волнения до страха и неуверенности. Он наблюдает за тем, как действуют взрослые, пытается подражать им и проявить себя. Охота становится для Николеньки символом взросления и первым шагом к пониманию того, что взрослый мир полон ответственности и трудностей.
Глава заканчивается тем, что Николенька осознает, что охота — не просто забава, но серьезное занятие, требующее навыков и выдержки. Эти переживания помогают герою лучше понять себя и окружающих его людей.
Глава VIII
Игры
В главе VIII повести Льва Толстого «Детство» под названием «Игры» рассказывается о детских забавах главного героя Николеньки и его друзей. Дети играют в подвижные игры на свежем воздухе, такие как салки и другие весёлые занятия. Описание игр передано с теплотой и юмором, подчёркивая радость и беззаботность детства.
Особое внимание уделено тому, как дети вкладывают в свои игры неподдельные чувства и эмоции, сопереживая друг другу. Эти моменты подчеркивают искренность детского мира и его отличие от мира взрослых, где всё гораздо сложнее и запутаннее.
Толстой умело передаёт атмосферу весёлого и беззаботного детства, создавая живые образы, которые остаются в памяти читателя.
Глава IX
Что-то вроде первой любви
В девятой главе повести Льва Толстого «Детство» под названием «Что-то вроде первой любви» рассказывается о первых романтических чувствах главного героя Николеньки. В этой главе Николенька испытывает новое и волнующее чувство симпатии к девочке по имени Сонечка, которая приехала в их дом в гости.
Он наблюдает за Сонечкой, восхищается её красотой и миловидностью, сравнивая её с образом идеальной девушки. Николенька чувствует смущение и трепет при общении с Сонечкой, хотя и сам не совсем понимает, что именно с ним происходит. Эти ощущения для него новы, он впервые осознает присутствие в себе зарождающихся романтических чувств.
Глава передает те сложные и неопределенные эмоции, которые многие переживают в детстве, сталкиваясь с первой симпатией и любовью. Толстой мастерски описывает внутренний мир мальчика, его смешанные чувства, волнения и робость, которые сопровождают его первые шаги на пути к взрослой жизни.
Глава X
Что за человек был мой отец?
В главе X романа Льва Толстого “Детство” рассказчик, который представляет собой юного Николеньку, размышляет о своем отце. Этот отрывок посвящен описанию отца Николеньки, его личных качеств и поведения. Отец изображается как человек, полный внутреннего конфликта и противоречий. Он одновременно строг и добродушен, и его поступки не всегда соответствуют его внутренним убеждениям. Автор уделяет внимание тому, как отец влияет на семью и как Николенька воспринимает его. Этот момент помогает глубже понять характер семейных отношений и внутренний мир героев.
Глава XI
Занятия в кабинете и гостиной
В главе XI повести Льва Толстого “Детство” описываются будни главного героя, Николеньки, в его родном доме. Он проводит время в кабинете и гостиной, где занимается учебой и общается с членами семьи. Николенька занимается разными уроками под присмотром гувернантки и отца, а также участвует в домашних развлечениях и разговорах.
Эта глава раскрывает его внутренний мир и отношения с близкими, а также показывает атмосферу в семье и то, как различные занятия влияют на развитие мальчика. Чтение, игры, беседы и семейные традиции играют важную роль в его жизни, помогая формировать его личность и понимание окружающего мира.
Глава XII
Гриша
В главе XII повести Льва Толстого “Детство” повествуется о персонаже по имени Гриша, который является странником и паломником. Гриша — пожилой человек, одетый в лохмотья, со странными манерами и замкнутым поведением, однако его уважают и считают святым. Он часто приходит в дом главного героя Николеньки и его семьи.
В этой главе Гриша описывается глазами Николеньки, который с детским любопытством наблюдает за странником. Николенька испытывает к Грише противоречивые чувства: с одной стороны, он боится его из-за странного вида и поведения, а с другой — чувствует к нему какую-то симпатию и даже восхищение. Гриша рассказывает семье Николеньки о своих странствиях, о том, как он ходил на богомолье и о своих видениях.
Глава отражает тонкое психологическое восприятие мира ребенком, его страхи и интерес к необычным людям, и показывает, как окружающие люди, такие как Гриша, влияют на формирование мировоззрения и характера Николеньки.
Глава XIII
Наталья Савишна
В XIII главе повести Льва Толстого “Детство” основное внимание уделяется Наталье Савишне, пожилой крепостной женщине, которая работает в доме семьи Николеньки (главного героя). Она изображена как добрая, самоотверженная и глубоко преданная семье человека. Николенька с нежностью вспоминает о ней, подчеркивая её искреннюю любовь и заботу о детях.
Наталья Савишна была человеком простым, но невероятно добрым. Несмотря на то, что она была крепостной, она стала важным и неотъемлемым членом семьи, воспитывала и заботилась о детях с материнской любовью. Эта глава показывает значимость простых, незаметных людей, чья преданность и искренность играют огромную роль в жизни других.
Главный герой с трепетом вспоминает её бескорыстие, заботу и самоотверженность, что делает Наталью Савишну образцом истинной человечности.
Глава XIV
Разлука
В главе XIV “Разлука” повести Льва Толстого “Детство” Николенька Иртеньев, главный герой, описывает свои чувства перед тем, как уехать из родного дома в Москву для учёбы. Он испытывает грусть и тревогу из-за предстоящей разлуки с матерью, близкими и привычной обстановкой. Николенька очень привязан к матери и ощущает, что его жизнь изменится с её отсутствием. Эта глава передаёт переживания ребёнка, который осознаёт неизбежность взросления и перемен, связанных с переходом в новую жизненную стадию.
Глава XV
Детство
В главе XV (“Детство”) романа Льва Толстого “Детство” описываются переживания и мысли Николеньки, главного героя, связанные с его детскими страхами и воображением. Николенька чувствует себя одиноким, и в его сознании возникают тревожные мысли о смерти, о том, что его могут потерять или забыть. Он воображает, как ему будет плохо без его родных, и эти мысли приводят его к страху перед неизвестным будущим. В этой главе автор также раскрывает внутренний мир ребенка, показывая, как события и мысли ребенка могут быть окрашены сильными эмоциями, фантазиями и страхами, которые на первый взгляд могут казаться незначительными.
Глава XVI
Стихи
В шестнадцатой главе повести Льва Толстого “Детство” главные герои вспоминают и обсуждают стихи. Ники́та, их слуга, рассказывает о том, как он слышал стихи в исполнении барина и начинает читать их вслух. Эпизод служит для того, чтобы показать влияние поэзии и искусства на героев, а также передать их внутренний мир и духовные поиски. В этой главе Толстой также исследует тему раннего духовного опыта и восприятия искусства.
Глава XVII
Княгиня Корнакова
В главе XVII повести “Детство” Льва Толстого главный герой Николенька Иртеньев сталкивается с новым для него социальным кругом, представленным княгиней Корнаковой. Княгиня — пожилая, высокомерная и властная женщина, которая олицетворяет аристократическую среду с её строгостью и внешней важностью. Она уделяет большое внимание этикету и манерам, чем сразу производит на Николеньку впечатление.
В этой главе ярко показывается, как Николенька, будучи ещё ребенком, воспринимает аристократическую среду. Он чувствует себя неуверенно и неловко в присутствии княгини и её окружения. Взаимодействие с такими людьми заставляет его осознать, насколько важны социальные различия, и вызывает у него внутренние переживания. Эпизод с княгиней Корнаковой служит иллюстрацией того, как ребёнок начинает понимать и чувствовать сложность окружающего его мира взрослых.
Глава XVIII
Князь Иван Иваныч
В главе XVIII романа Льва Толстого “Детство” описывается князь Иван Иваныч — пожилой человек, страдающий подагрой. Князь Иван Иваныч живёт в небольшом флигеле рядом с домом Николеньки, главного героя.
Он изображён как человек старых нравов, олицетворяющий собой дворянство уходящей эпохи. Несмотря на свои болячки и преклонный возраст, князь остаётся уважаемой фигурой, придерживающейся строгих этических норм. В главе показывается, как Николенька вместе с братом Володей и бабушкой навещают князя.
Этот эпизод подчёркивает контраст между поколениями и служит для Николеньки уроком жизни, демонстрируя, как старость и болезни могут влиять на человека, но не уничтожают его внутреннее достоинство.
Глава XIX
Ивины
В главе XIX повести Льва Толстого “Детство” рассказывается о встрече Николеньки Иртеньева с семьей Ивиных. Ивины – это друзья семьи Иртеньевых, которые часто бывают у них в гостях. В этой главе Николенька описывает своих сверстников, братьев Ивиных, с которыми у него сложные отношения.
Старший брат, Володя Ивин, представлен как умный, серьезный и талантливый молодой человек. Его одобряют и уважают взрослые, что вызывает в Николеньке чувство зависти и неприятия.
Младший брат, Сергей Ивин, напротив, кажется герою более простым и веселым, но все же Николенька чувствует к нему определенную неприязнь. Сергей часто подшучивает над Николенькой, что еще больше усиливает его неприязнь и желание доказать свое превосходство.
Николенька внутренне переживает свою неполноценность перед Ивиными, особенно перед Володей. Это чувство порождает зависть и обиду, которые он старается скрыть даже от самого себя. Взаимодействие с Ивиными отражает внутренние конфликты Николеньки, его борьбу с собой и своими недостатками, такими как неуверенность в себе, зависть и стремление быть лучше других.
Таким образом, глава XIX акцентирует внимание на эмоциональных переживаниях главного героя и на том, как общение с окружающими его людьми влияет на его самооценку и восприятие себя.
Глава XX
Собираются гости
В главе XX “Детства” Льва Толстого под названием “Собираются гости” описывается, как в доме Николеньки Иртеньева собираются гости. Атмосфера вечернего собрания передана через детали: звонки, шум прибывающих экипажей, разговоры и суета слуг. В центре внимания – подготовка к приему гостей и ожидание вечера, который станет важным событием в жизни дома. Толстой уделяет внимание внутренним переживаниям Николеньки, его волнению и радости от того, что он тоже участвует в этом светском событии.
Глава XXI
До мазурки
В главе XXI “До мазурки” романа Льва Толстого “Детство” рассказывается о подготовке к балу и предвкушении главного героя, Николеньки, перед танцами. Он волнуется и с нетерпением ждет начала мазурки — важного танца на балу. Николенька испытывает смешанные чувства: радость от предстоящего события и волнение перед возможными ошибками или неловкостями.
Главный герой замечает вокруг себя людей, которые тоже готовятся к танцам, и это усиливает его эмоции. Он думает о том, как будет танцевать, о партнерше и о том, как важно произвести хорошее впечатление. Подготовка к мазурке становится символом взросления и новых эмоций, которые испытывает Николенька на пороге юности.
Глава XXII
Мазурка
В главе XXII романа Льва Толстого “Детство” под названием “Мазурка” описывается, как главный герой, Николенька, переживает событие, которое оказывает значительное влияние на его восприятие окружающего мира. В этой главе он присутствует на семейном празднике, где проходит мазурка — польский народный танец.
Во время праздника Николенька наблюдает за танцем и замечает, как его мать и другие гости наслаждаются танцем, забывая обо всем на свете. Ему кажется, что этот праздник помогает людям на какое-то время избавиться от повседневных забот и сложностей жизни. Мазурка становится для него символом радости и единства, а также важным моментом в его эмоциональном и социальном развитии.
Глава отражает восприятие Николеньки мира через призму детских эмоций и впечатлений, а также его стремление понять и осмыслить взрослые отношения и радости.
Глава XXIII
После мазурки
В главе XXIII романа Льва Толстого “Детство” под названием “После мазурки” рассказывается о том, как события праздника, в частности мазурка, оставили глубокое впечатление на Николеньку. После окончания танца и веселья он наблюдает за тем, как взрослые возвращаются к повседневной жизни и обсуждают свои дела.
Глава раскрывает внутренний мир Николеньки: он чувствует разочарование и грусть от того, что праздник завершился, и начинает осознавать, что радость и веселье не могут длиться вечно. Он замечает, что взрослые снова погружаются в свои заботы и проблемы, что контрастирует с атмосферой праздника. Это осознание заставляет его задуматься о сложности жизни и изменчивости человеческих эмоций.
Также в главе Николенька сталкивается с проявлением человеческой слабости и лицемерия, что добавляет к его внутреннему конфликту и способствует его дальнейшему развитию как личности. Глава отражает переход Николеньки от детской наивности к более сложному пониманию человеческой природы и жизни.
Глава XXIV
В постели
В главе XXIV романа Льва Толстого «Детство», которая называется «В постели», рассказывается о том, как главному герою, Николеньке, пришлось провести ночь в постели. Эта ночь стала для него значимым опытом, так как он чувствовал себя одиноким и беспомощным. События этой ночи позволяют лучше понять внутренний мир и переживания мальчика, его страхи и мечты. Глава наполнена эмоциональным настроением и отражает важные аспекты детского восприятия мира, такие как страхи перед одиночеством и стремление к взрослой жизни.
Глава XXV
Письмо
В главе XXV романа Льва Толстого “Детство” рассказывается о том, как главный герой, Николенька, получает письмо от своего старшего брата, Петра. Письмо приходит в день, когда Николенька переживает эмоциональный кризис из-за своих детских переживаний и проблем в семье. Письмо Петра, в котором он делится своими мыслями и переживаниями, оказывает значительное влияние на Николеньку. Он ощущает глубокую связь с братом и находит утешение и поддержку в его словах. Письмо становится важным моментом в эмоциональном и моральном развитии Николеньки, помогая ему лучше понять себя и окружающий мир.
Глава XXVI
Что ожидало нас в деревне
В главе XXVI романа Льва Толстого “Детство” описываются ожидания главного героя, Николеньки, перед поездкой в деревню, где он собирается провести лето. Николенька воображает себе, как будет проводить время в деревенской усадьбе, представляя, как все будет прекрасно и интересно. Он думает о свободе от городских обязанностей и скучных уроков, о приключениях и радостях деревенской жизни. В его воображении возникает идеализированный образ деревни, полный счастья и удовольствий. Глава показывает контраст между ожиданиями Николеньки и реальностью, которую он вскоре столкнется, что подчеркивает наивность и романтическое восприятие мира ребенком.
Глава XXVII
Горе
В главе XXVII романа Льва Толстого “Детство”, названной “Горе”, описываются переживания главного героя, Никиты, по поводу утраты близких. Эта глава глубоко затрагивает темы боли и утраты. В ней Никита сталкивается с горем и переживает осознание неотвратимости смерти и потерянности. События главы показывают, как горе изменяет восприятие мира и внутренний мир человека, при этом акцентируется внимание на чувстве одиночества и внутреннем кризисе, который испытывает главный герой.
Глава XXVIII
Последние грустные воспоминания
В главе XXVIII романа Льва Толстого “Детство”, которая называется “Последние грустные воспоминания”, описывается завершение детского периода главного героя, Николеньки Иртеньева. В этой главе Николенька погружается в воспоминания о последних днях своего детства, которые сопровождаются чувством грусти и потери. Он переживает сложные эмоции, связанные с расставанием с детством, которое остается для него в памяти как период счастья и беззаботности.
Главные темы этой главы включают ностальгию по прошедшему времени, а также осознание неизбежности взросления и утраты детской невинности. Эти воспоминания помогают раскрыть внутренний мир Николеньки, его ощущения и переживания в процессе перехода из детства во взрослую жизнь.