Сохранить человечность на войне (ХIХ – ХХ вв.)
98 Просмотров
Семьдесят лет отделяет нас от того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны и взвился над рейхстагом красный стяг – знамя Победы. Война ушла в историю, но не умерла из истории. И мы, читатели, благодаря произведениям В. Кондратьева, Б. Васильева, В. Богомолова и многих других писателей имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить и в ее сердцах.
Человечность, доброта, справедливость – как проявляются и какое место занимают они в суровой действительности? Вот вопросы, на которые отвечают писатели в произведениях о войне.
Против нас сражалась очень сильная армия – хорошо вооруженная, обладавшая боевым опытом, уверенная в своей непобедимости. Для фашистов не было никаких преград нравственных в обращении с противником и мирным населением в захваченных областях. Гитлеровцы считали, что жестокость устрашает. Но жестокость рождала сопротивление и ненависть. Ненависть к захватчикам тогда называли святой. Она была справедливой, но не безграничной. Пределом для неё были те гуманистические ценности, которые защищали наших солдат. Они утратили бы чувства правоты, нравственного превосходства, если бы поступали, как фашисты.
Герои повести Кондратьева «Сашка» вызывает уважение к себе добротой человечностью, храбростью. Он взял в плен Пемурова голыми руками, патронов у него не было.
По дороге в штаб Сашка говорит немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещают ему жизнь. Но Комбат приказывает рассмотреть упрямо молчащего немца. Сашка приказу не подчинялся. Тогда у Сашки спросили, как же он решился не выполнить приказ. Разве он не понимал, чем ему это грозило. Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты». И простые его слова говорили о человечности. Она сала тем рубежом, который фашисты взять не смогли.
Тема человечности занимает одно из центральных мест в повести Васильева «А зори здесь тихие». Старшина Васков и 5 девушек зенитчиц должны задержать вражеских диверсантов. В бою девушки погибают. Ненависть к врагам, желание отомстить за девушек помогают Вакову победить. В этой борьбе им руководило то чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом. Но ведь фашисты переступали законы человечности и тем самым оказались сами вне всяких законах. И то, что они заставляли воевать женщин, в которых самой природой ненависть к убийству заложена. Васков тоже в страну вписал немцам. Вся его человеческая душа не может смириться. И в скорби этого необразованного солдата самые высокий человеческий гуманизм.
Можно сказать, о герое романа В. Богомолова момент истины. П. Алехин занимает особое место в повествовании. Именно его человечность, его умная, чуткая душа делает его и в профессиональном отношении результативным.