Согласны ли Вы с Л.Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?
112 Просмотров
Отношение Толстого к войне всегда было отрицательным «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим не измерительным небом?» – сказано в рассказе «Набег». В Севастопольских рассказах заметно не только отрицание войны, но и испытание человеком войной. Война – жестокая реальность. Льву Толстому важно показать, какова она на самом деле – «в крови, в страданиях, в смерти».
Война тысяча восемьсот двенадцатого года начинается как противное человеческому разума и всей человеческой природе события». Толстой понимает, что война враждебна интересам народа человечности. Война несет гибель, страдание, опустошение, и в первую очередь простой народ ощущает тяготы войны. Но отрицая войну, как высочайшее зло, разобщающее людей, писатель прославляет народ, взявшийся за дубину, чтобы защитить свою землю. Трагические стороны войны запоминаются читателю и в романе «война и мир». После Бородинского сражения в описании Бородинской панорамы ощущается контраст между войной и миром. Красота мира осквернена, так как свершилось дело, враждебное природе. На полях и лугах лежали убитые и раненые, «трава и земля были пропитаны кровью». И мы словно слышим голос самой природы доброго, справедливого неба, стал накрапывать дождик на убитых на раненых, на измученных людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте…опомнитесь. Что вы делаете?» Пьер вернувшись на батарею Раевского, не нашел никого. Страшных тружеников войны он видит мертвыми. Сколько таких чистых, светлых, добрых людей, сколько героев полегло на Бородинском поле!
Писатели, Воробьев, Кондратьев, Быков, Бондарев… следуют традициям Толстого. Они рассказывают правду о войне. А правда часто трагична.
Повесть К. Воробьева «Убитый под Москвой» рассказывает о событиях начального, самого тяжелого и трагичного периода Великой Отечественной войны. Ноябрь тысяча девятьсот сорок первого года. Учебная рота кремлевских курсантов, идет на фронт. Они вооружены винтовками, вводными лишь для парада, гранатами и бутылками с бензином. Молодая, бьющая через край жизни и неизбежной всего через несколько дней — смерти. Они совсем мальчишки, одевшие военную форму и брошенные на фронт законом военного времени. Фронт представляется им величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти. Сознание их не сразу смогло вместить того, что обрушила на них война. Многое произойдет за эти дни, что превратит главного героя А. Ястребова. Первые погибшие товарищи, первый убитый в рукопашной схватке враг; первый бой и первый животный стран перед смертью, чувства опустошения после страшной гибели роты; собственное малодушие и бой с фашистскими танками. Эти эпизоды показывают взросление Ястребова, когда он почувствует себя солдатом, гражданином ответственным за судьбу Родины. У безымянной братской могилы, когда хоронят первых погибших курсантов, развязывают их концы плащ-палаток. Когда подошли к убитому, он лежал лицом вниз, а в разрез шинели, между его ногами, торчмя просовывалась голая, по локоть оторванная рука. Капитан Рюмин не смог объяснить роте ее истинное положение: рота оказалась в окружение. Ион принял решение атаковать немцев. Ночной бой с немцами курсанты выиграли. И за сценой этого боя следует другая – резко ей контрастная. Суета трагической гибели роты. Самолеты, фонтаны взрывов, выстрел танковых пушек. А по середине этого ада – курсанты, похожие друг на друга, потому что все «были все с раскрытыми ртами и обескровленными лицами».
Через все страшное и трагическое, с чем сталкивает человека война, пришлось пройти К. Воробьеву. Изображение жестоких деталей точно отражает трагическую атмосферу самой войны. Противный человеческому чувству и разуму антигуманный смысл. Когда читаешь повесть хочешь, чтобы никогда не повторялось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибших под Москвой.