Война: преступление и подвиг
219 Просмотров
Издавна героя узнавали по подвигу – поступку необыкновенному, который не под силу человеку обычному. Во-второй половине двадцатого века стало меняться само представление о подвиге.
Когда обращаешься к книгам писателей фронтовиков, понимаешь: их персонажи – рядовые в самом строгом смысле этого слова.
Личный фронтовой опыт писателей пришедших в литературу с переднего края, подсказывали им делать упор на описания трудности жизни на войне. Они считали преодоления трудностей подвига не меньшим, чем совершённый при исключительных обстоятельствах героический поступок.
Подвиг зависит от нравственного мира человека, от понимания своей личной ответственности перед людьми перед собственной совестью. Писателя В. Быкова интересует душа подвига – нравственность. Как и Достоевский, Быков исследует характеры персонажей в экстремальных ситуациях. Шаг за шагом ведет он персонажей через цель высоких обстоятельств и выделяет в них главное – нравственное величие, силу духа. В повести Быкова «Сотников» партизаны Сотников и рыбак вместе идут на выполнения задания и оказываются в критической обстановке. Попав в плен они сталкиваются с неизбежной смертью. Возникает проблема нравственного выбора. Рыбак опытный здоровый и удачливый вроде бы неплохой прежде боец не выдержал. Животный страх смерти подставил всё человеческое в нём Сотников же, неказистый на вид, худой, ославленный болезнью смог противостоять смерти, совершить подвиг. В размышлениях о жизни и смерти Сотников поднимается на огромную нравственную высоту: «Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относится к её концу». У рыбака же была просто жажда жить: «Появилась возможность жить это главное всё остальное – потом». Сотников в самых нечеловеческих условиях до конца остаётся человечным. Верность высоких понятий – вот что главное в Сотникове. Тот нравственный заряд, который дал ему силы пройти достойно через все муки, выстоять и погибнуть, совершить своё восхождение в бессмертие.
Причина падения рыбака – внесформированности его нравственных устоев. Беспринципность соглашательство довели его до полного падения. Его руками фашисты осуществляли казнь Сотникова. Вымолить себе жизнь ценой предательства, рыбак обречён на вечный страх расплаты за преступления против совести. Проблема преступления и нравственного наказания поставлена в повести В. Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов неплохо воевал. Был однажды ранен, но в какую-то минуту обнаружил душевную слабость и совершил роковой поступок дезертировал из армии. Основным мотивом его поведения становится страх разоблачения страх смерти. Желания выжить любой ценой вытравляет в нём всё положительное. Он превращается в отшельника, бандита. Нарушив главные нравственные законы долга и совести, он поставил себя в нелюдей. Нравственное начало в Гуськове (совесть, честь, чувства вины, раскаяние) полностью вытесняется звериным желанием выжить любой ценой. Главное – существовать, хоть волком, но жить и вот он уже научился выть по волчьи. Продав родину Гуськов придаёт и самого близкого ему человека – жену взявшую вину мужа целиком на себя.
Критический для Настёны момент Андрей не кинулся ей на встречу, а бросился в глухую тайгу, даже не узнав, что Настёны уже нет в живых. Распутин как гуманист сурово осуждает Гуськова.
Писатели утверждают, что торжество доброго, светлого, человеческого достигается неопытной ценой. Последние страницы повести Быкова «Сотников» связываются с темой продолжения подвига, преемственности героических традиций в цене казней Сотников увидел мальчика в будёновке чи не по – детски взрослые глаза горели ненавистью к врагам. Это облегчает ему смертный час. Сотников как бы завещает свою нравственную силу ребенку. Героическая гибель дала жизнь новому Сотниковому.
Герои войны нужны сегодня для развитие в самих себе человека, ответственного за других. В Москве девятого декабря две тысячи четырнадцатого года. В день Героев Отечества состоялся молодёжный конвент по этой теме. Он подтвердил героизм – это не только тема прошлого, но и настоящее, и будущее нашего отечества. День героя установленный девятого декабря в России, будет праздноваться ежегодно.