Народная трагедия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
50 Просмотров
«Тихий Дон» М. Шолохова принадлежит к жанру романа-эпопеи. Целью данного произведения, по определению самого автора, было изображение «тех колоссальных сдвигов в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции». Еестественно, это повлияло и на выбор характеров, и на способ изображения исторических событий.
Герои «Тихого Дона» — яркие личности с трагической судьбой. Григорий, Аксинья, Наталья, Ильинична — все они врезаются в память читателя. Прежде всего каждый из героев стремится вести себя по-человечески в самых нечеловеческих обстоятельствах. Все они близко к сердцу принимают тревоги и боли своего времени, откликаются на каждое событие своей трудной эпохи.
Особенно в этом смысле показателен образ главного героя — Григория Мелехова. Григорий Мелехов — в подлинном смысле правдоискатель, но поиск правды труден, потому что «жизнь по-хитнулась». Григорий мечется между красными и белыми, но в обоих станах видит одно и то же: кровь, неправду, убийства невиновных. Трагедия его именно в обостренной совести, в чувстве личной вины за всю совершающуюся в мире неправду. «У меня вот тут сосет и сосет… все время… Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», — говорит он Наталье. Такая душевная организация создает именно героя эпопеи — героя, сквозь душу которого во всем ее трагизме проходит история.
Соединение личного и исторического — основная черта романа-эпопеи. Историзм в романе проявляется прежде всего в точных датах. Действие романа начинается весной 1912 года и далее движется в соответствии с историческими вехами: развал царской армии, Первая мировая война, февральская и октябрьская революция 1917 года, корниловский мятеж, Гражданская война.
В романе присутствует документальное начало. Воспроизведение текстов приказов по армии, подробное описание хода сражений — все это создает ощущение реальности происходящего — развертывающейся на глазах у читателя исторической трагедии. Роман-эпопея «Тихий Дон» до сих пор сохранил свою ценность как надежный исторический источник.
Еще один очень важный момент, характеризующий эпический мир романа-эпопеи «Тихий Дон», — смешение персонажей вымышленных и лиц реальных. К вымышленным персонажам, кроме главных героев, относятся, как свидетельствуют исследователи, и партийные работники (Штокман, Лихачев, Абрамсон), коммунисты из казаков (Бунчук, Котляров, Кошевой и другие). В первой книге романа реальные исторические лица встречаются сравнительно редко, лишь в эпизодических сценах. Во второй же книге романа история вступает в свои права. В частях, посвященных корниловскому мятежу, вспыхнувшему в августе 1917 года, центральная фигура романа — Григорий Мелехов — надолго отступает на второй план, а на первый план в повествовании выходят исторические песонажи (контрреволюционные генералы Корнилов, Каледин, впоследствии Краснов и Деникин). Вымышленные персонажи вступают в различные отношения с персонажами историческими, и в результате описываемые события оказываются максимально приближенными к реальным.
Историческая реальность трагична. Она свелась к борьбе за власть, к торжеству односторонних классовых программ. Эта борьба сделала как будто бы лишними все другие сферы жизни (семью, доброту), искоренила общечеловеческие ценности. Невостребованной оказывается совесть, зря тратятся народные таланты. Но воссоздание этой трагедии в романе М. Шолохова «Тихий Дон» приобщает миллионы читателей к великой доброте, великой человечности и милосердию русского народа.