Индия в XIX-начале XXв.
50 Просмотров
Задание:
Индия в XIX-начале XXв.
Ответ на задание:
К середине XIX века Великобритания окончательно утвердила своё господство на территории Индии, превратив её в свою колонию. Этот процесс не был быстрым и однообразным, он стал результатом длительного политического давления, военных конфликтов и дипломатических маневров, в ходе которых Индия постепенно попала под полный контроль британской короны. С момента установления британского владычества начался сложный и многогранный процесс европеизации, который оказался не только благом, но и бременем для индийского народа.
Европеизация и модернизация Индии затронули практически все сферы жизни — от экономики и образования до социальной структуры и культуры. На одном уровне она означала внедрение новых технологий, модернизацию инфраструктуры, создание железных дорог, развитие почтовой связи и улучшение санитарных условий. Также начался процесс введения в практику западной науки и образования, что позволило частично улучшить уровень жизни, особенно в крупных городах. Однако эти достижения, помимо своего позитивного влияния, несли с собой и значительные проблемы, вызвавшие сопротивление со стороны индийцев.
В то же время процесс модернизации принес с собой немало негативных последствий. Индийцы ощутили на себе все недостатки западной цивилизации, такие как эксплуатация природных ресурсов в интересах метрополии, ухудшение социального положения крестьянства и рабочей массы, а также разрушение традиционных форм хозяйствования и культуры. Одной из самых болезненных для индийцев изменений было внедрение западной системы управления и правовых норм, которые часто шли вразрез с местными обычаями и традициями. Социальная и культурная жизнь, ранее организованная на основе кастовых отношений и религиозных обычаев, подверглась значительным изменениям под воздействием европейской мысли.
Неудивительно, что индийцы не желали мириться с такими порядками, особенно те, кто был связан с традиционным образом жизни. Сопротивление британскому господству проявлялось в различных формах — от культурного и интеллектуального протеста до открытых вооружённых восстаний. Индийские националисты и интеллигенция начали осознавать необходимость борьбы за свою независимость и восстановление традиционных ценностей. Со временем это сопротивление приобрело организованный характер, и к началу XX века в Индии стали активно развиваться движения за национальную автономию, такие как Индийский национальный конгресс, который стал основным инструментом борьбы против колониального гнёта.
Процесс европеизации и модернизации Индии в XIX — начале XX века оказался не только переходом к западной цивилизации, но и глубокой социальной трансформацией, в ходе которой индийцы оказались в ситуации, когда они должны были искать баланс между традиционными ценностями и новыми реалиями, навязанными внешними силами.
Индия как английская колония и борьба за независимость
Индия, находясь под властью Британской империи, прошла через важные этапы своего становления и борьбы за свободу. Одним из самых ярких событий в истории колонизации стало массовое восстание 1857–1859 годов, в котором индийцы попытались освободиться от британского господства. Однако это восстание было жестоко подавлено английскими войсками, что показало беспощадность колонизаторов. Несмотря на поражение, стремление к независимости у индийского народа оставалось сильным, и борьба продолжалась в течение почти столетия, на этот раз с акцентом на мирные средства. Кульминацией стало обретение Индией независимости в 1947 году — событие, ставшее знаковым не только для самой страны, но и для всего постколониального мира.
Ранджит Сингх — выдающийся махараджа Пенджаба
Ранджит Сингх, великий правитель сикхов, оставил значительный след в истории Индии. В период с 1799 по 1839 годы он сумел объединить Пенджаб, создав могущественное сикхское государство, которое стало оплотом сикхской культуры и самобытности. После его смерти единое государство начало распадаться, что открыло дорогу англичанам к дальнейшему завоеванию региона. Пенджаб стал последним крупным княжеством, которое утратило независимость, будучи присоединённым к владениям Ост-Индской компании в 1849 году.
Завоевание Индии и контроль через местное население
Англичане осуществляли завоевание Индии сравнительно легко, опираясь на местное население и солдат-сипаев, которые помогали покорять индийские княжества одно за другим. К 1849 году весь Пенджаб, а следовательно и вся Индия, оказались под полным контролем британцев. Впервые в истории Индия полностью лишилась политической самостоятельности. Хотя страна подвергалась внешним завоеваниям и ранее, все предыдущие захватчики становились частью индийского общества, адаптируясь к местной культуре и обычаям. Однако англичане принципиально отличались от прежних завоевателей.
Англичане как иностранные правители: культурный и социальный разрыв
Британцы, приехавшие в Индию, исходили из совершенно иных культурных и социальных ценностей, что создавало между ними и индийским населением глубокий разрыв. Считая индийцев «туземцами», англичане пренебрегали местными традициями и старались жить обособленно, формируя свой закрытый «высший» мир. Даже рабочие и фермеры, прибывавшие из Англии, автоматически становились частью правящего класса, что укрепляло кастовую систему на основе принадлежности к колониальной элите. Между англичанами и индийцами было мало общего, кроме взаимного недовольства и противоречий.
Британское управление и индийские княжества
Для упрощения управления огромной территорией англичане использовали комбинированную систему контроля: часть Индии находилась под непосредственным управлением британской администрации, а другая часть оставалась под властью местных феодальных князей. Около 600 княжеств продолжали существовать формально независимо, но под строгим надзором колониальных властей.
Колониальная эксплуатация Индии
Индия была одной из важнейших и наиболее ценных колоний в Британской империи, известной как «жемчужина короны». Завоевания, которые начались с приходом британцев, привели к систематическому вывозу огромных богатств и драгоценностей, принадлежащих индийским князьям и раджам, в Англию. Эти потоки капиталов значительно способствовали ускорению промышленного переворота в Англии, обеспечивая её растущую экономику доступом к крупным финансовым ресурсам.
Однако со временем прямая эксплуатация обернулась более систематизированной и узаконенной формой грабежа. Основным механизмом этой эксплуатации стали налоги, которые отбирались у населения и поступали в казну Ост-Индской компании. В результате был установлен контроль над внешней торговлей Индии: её товары, ранее активно экспортировавшиеся, больше не могли свободно попадать на европейские рынки. Зато английские товары беспрепятственно заполняли индийские рынки, что привело к резкому упадку текстильной промышленности Индии. Безработица среди ремесленников достигла небывалых масштабов, тысячи людей оказывались в бедственном положении и на грани голодной смерти. В 1834 году генерал-губернатор Индии сообщил о том, что равнины Индии «усеяны костями ткачей», указывая на тяжёлые последствия британской экономической политики.
Индия была превращена в экономический придаток Англии, служивший источником обогащения для метрополии. Зачастую именно за счёт эксплуатации индийских ресурсов и народа поддерживались процветание и экономическое могущество Великобритании.
Антиколониальное восстание в Индии 1857–1859 гг.: борьба за независимость и жестокие репрессии
Антиколониальное восстание в Индии (1857—1859 гг.) стало следствием жестоких и унизительных условий, созданных британским правлением. Установление господства англичан резко ухудшило жизнь местного населения, и это признавали даже некоторые здравомыслящие англичане. Один из них писал: «Чужеземные завоеватели применяли к туземцам насилие и зачастую большую жестокость, но никто еще не обращался с ними с таким презрением, как мы».
К середине XIX века повсеместное недовольство англичанами охватило практически всю Индию. Ситуация накалилась, когда распространились слухи о насильственном обращении индусов и мусульман в христианство. Против англичан поднялись не только беднейшие слои, но и часть феодальной аристократии, мелкие феодалы и представители сельской общинной верхушки, которые страдали от колониальных порядков. Волнения охватили и сипаев — индийских солдат, чье недовольство игнорировала британская администрация.
В мае 1857 года вспыхнул мятеж сипаев, который перерос в широкое антиколониальное восстание. Восставшие расправились с английскими офицерами и захватили Дели, провозгласив восстановление власти могольского императора. Среди лидеров борьбы выделялся Тантия Топи — телохранитель Нана Сахиба и талантливый военачальник, который вел партизанскую борьбу против англичан. Впоследствии он был предан индийскими феодалами, выдан англичанам и казнен в 1859 году.
Это восстание охватило Северную и часть Центральной Индии и стало не просто военным мятежом, а национальным движением за независимость. Руководство восстанием взяли на себя феодалы, желавшие восстановить прежний порядок. Изначально борьба шла успешно, и власть англичан в Индии оказалась под угрозой. Однако судьба восстания решилась из-за внутреннего разобщения индийцев. Многие князья отказались поддержать восставших, что привело к отсутствию единого руководства и координации. Англичане, несмотря на трудности, сумели подавить сопротивление.
Важную роль в восстании сыграл Нана Сахиб, приемный сын правителя Баджи Рао II. Он возглавил мятеж в Канпуре, но после поражения скрылся с оставшимися сипаями к границе Непала. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Загадочное исчезновение Нана Сахиба породило множество слухов: некоторые считают, что он стал прообразом капитана Немо в произведениях Жюля Верна.
Поражение восстания стало последней попыткой феодальной Индии противостоять капиталистической Англии. Подавляя сопротивление, британцы прибегли к жестоким репрессиям: массовые расстрелы, расправы на улицах и уничтожение деревень стали нормой. Сипаев казнили, привязывая к жерлам пушек, а деревья вдоль дорог превратились в виселицы. Эти события оставили глубокую рану в отношениях между Индией и Англией, следы которой ощущались еще долгие годы.
Начало индийского Возрождения
С распадом Могольской империи культурное развитие Индии замедлилось. Английская колониальная экспансия и постоянные войны привели к упадку искусства, архитектуры и ремесел. Новые колониальные власти презирали индийские культурные ценности, усугубляя бедственное положение и невежество населения. Один из английских чиновников выразил пренебрежение, заявив: «Одна полка английских книг стоит больше, чем вся туземная литература Индии и Африки, вместе взятых». Однако британцам была необходима небольшая прослойка образованных индийцев, индийских по происхождению, но западных по мировоззрению. Для этого в 1830-е годы открыли несколько школ европейского типа, преимущественно для детей из богатых семей. Эти учебные заведения финансировались крайне скромно, и к моменту ухода англичан в 1947 году 89% населения оставалось неграмотным.
Противостояние и зарождение национального возрождения
Несмотря на все трудности, народы Индии сохраняли и развивали национальную культуру. Более того, контакт с западной культурой привел к значительным изменениям в религиозной и культурной жизни страны, что стало основой для индийского Возрождения.
Рам Мохан Рой — отец индийского Возрождения
Рам Мохан Рой, выдающийся общественный деятель, просветитель и реформатор первой половины XIX века, стоял у истоков индийского Возрождения. Соотечественники почитают его как «отца современной Индии». Родившийся в семье брахмана, он мог бы вести жизнь ученого, избегая политических и социальных бурь. Но, как писал Рабиндранат Тагор, Рой «спустился на землю к простому народу, чтобы сеять семена знаний и распространять аромат чувств». Рам Мохан Рой странствовал по Индии и Тибету, изучая местные обычаи и культуру. Позднее, работая в налоговом ведомстве, он получил возможность лучше понять проблемы страны, а после выхода в отставку полностью посвятил себя общественной и литературной деятельности. Его реформаторская деятельность была направлена против реакционных обрядов, кастовых предрассудков, идолопоклонничества, обряда сати и других варварских обычаев. Благодаря его усилиям английское правительство запретило сати, что стало важной победой на пути культурных преобразований в Индии.
Лакшми Бай — героиня индийского народа
Среди героев антиколониального восстания 1857—1859 годов особенно выделяется Лакшми Бай — княгиня (рани) княжества Джханси. После смерти мужа англичане грубо отстранили ее от управления. Однако, когда началось восстание, она присоединилась к лидерам повстанцев Нана Сахибу и Тантия Топи, которые были ее друзьями детства. Лакшми Бай смело сражалась против англичан в Джханси, а после падения княжества присоединилась к Тантия Топи и возглавила кавалерийский отряд. В одной из битв она получила смертельное ранение, и английский генерал, противостоявший ей, назвал княгиню «лучшей и храбрейшей» из вождей повстанцев. Сегодня имя Лакшми Бай чтится как символ сопротивления и отваги среди индийского народа.