Определите вид рассуждения. Определите вид рассуждения
24 Просмотров
Задание:
Определите вид рассуждения:
• Компьютер – друг или враг?
• Почему опадают листья?
• Слово «бег» – имя существительное?
• Почему карандаш так назвали?
• Хорошо учиться – это плохо или хорошо?
• Почему зимой холодно?
Докажите свою точку зрения
Ответ на задание:
Вопрос 1: “Компьютер – друг или враг?”
Тип рассуждения: Этот вопрос предполагает альтернативное рассуждение, или дилемму.
Обоснование:
- Двухчастная структура: Вопрос предлагает только два возможных ответа, четко противопоставляя друг другу понятия “друг” и “враг”.
- Отсутствие промежуточных вариантов: В данном случае не предполагается существования каких-либо промежуточных или более сложных отношений между человеком и компьютером.
- Субъективность: Ответ на этот вопрос во многом зависит от личного опыта, ценностей и мировоззрения человека. Он не имеет однозначного, научно обоснованного ответа.
Дополнительные нюансы:
- Сложность понятия: Понятие “компьютер” в данном контексте является слишком широким. Компьютер может быть инструментом для работы, общения, развлечений, обучения и т.д. Оценивать его как “друга” или “врага” без конкретизации сферы его использования некорректно.
- Эволюция отношений: Отношения человека и компьютера постоянно меняются. То, что сегодня кажется угрозой, завтра может стать неотъемлемой частью жизни.
Вопрос 2: “Почему опадают листья?”
Тип рассуждения: Этот вопрос предполагает каузальное рассуждение, то есть поиск причинно-следственных связей.
Обоснование:
- Ориентация на причину: Вопрос направлен на выяснение причин явления, а не на описание самого явления.
- Наличие ответа: В отличие от первого вопроса, на этот вопрос существует множество научных объяснений, основанных на наблюдениях и экспериментах.
- Объективность: Ответ на этот вопрос не зависит от личных предпочтений или убеждений, а основан на объективных фактах.
Основные причины опадения листьев:
- Снижение светового дня: Уменьшение продолжительности светового дня приводит к снижению синтеза хлорофилла, что вызывает изменение окраски листьев и их опадение.
- Изменение температуры: Понижение температуры замедляет обменные процессы в растении и приводит к отмиранию клеток в месте крепления листа к ветке.
- Защита от неблагоприятных условий: Опадение листьев позволяет растению снизить испарение влаги и уменьшить площадь поверхности, подверженную воздействию ветра и мороза.
Вопрос 3. “Слово “бег” – имя существительное?”
- Вид рассуждения: Рассуждение-доказательство (или рассуждение-объяснение).
- Обоснование: В этом вопросе мы пытаемся доказать или объяснить, что слово “бег” принадлежит к определенной части речи. Здесь требуется привести грамматические аргументы: указать на морфологические признаки (род, число, падеж), синтаксическую роль в предложении.
Вопрос 4. “Почему карандаш так назвали?”
- Вид рассуждения: Рассуждение-объяснение с элементами исторического анализа.
- Обоснование: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории происхождения слова “карандаш”. Это может потребовать лингвистических и исторических знаний. Мы будем искать этимологию слова, то есть его происхождение и первоначальное значение.
Вопрос 5. “Хорошо учиться – это плохо или хорошо?”
- Вид рассуждения: Рассуждение-размышление с элементами оценочного суждения.
- Обоснование: Этот вопрос не имеет однозначного ответа и требует глубокого анализа. Здесь мы можем рассмотреть различные аспекты учебы, ее влияние на жизнь человека, привести аргументы “за” и “против”. Это будет скорее философское размышление, чем строгое доказательство.
Вопрос 6. “Почему зимой холодно?”
- Вид рассуждения: Рассуждение-объяснение, основанное на естественнонаучных знаниях.
- Обоснование: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к знаниям о физических процессах, происходящих на Земле. Мы будем объяснять, почему зимой угол наклона Земли к Солнцу меняется, что приводит к уменьшению солнечной радиации и, как следствие, к понижению температуры.