Информатика и ИКТ 10-11 класс. Ответы на контрольные вопросы по параграфу Что такое система
53 Просмотров
Задание:
1. Что такое система? Приведите примеры.
2. Что такое структура? Приведите примеры.
3. Приведите примеры систем, имеющих одинаковый состав (одинаковые элементы), но разную структуру.
4. В чем суть системного эффекта? Приведите примеры.
5. Что такое подсистема?
6. В чем состоит цель всякой науки с системной точки зрения?
7. Какие системные открытия в науке сделали Н. Коперник, К. Линней, В. И. Вернадский? Назовите имена других ученых и их открытия, имеющие системный характер.
8. Что такое системный подход? Приведите примеры ситуаций, когда отсутст вие системного подхода ведет к катастрофическим последствиям.
9. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве систем:
костюм;
автомобиль;
компьютер;
городская телефонная сеть;
школа;
армия;
государство.
10. Удаление каких элементов из вышеназванных систем приведет к потере системного эффекта, т. е. к невозможности выполнения их основного назначения? Попробуйте выделить существенные и несущественные элементы этих систем с позиции системного эффекта.
Ответ на задание:
Вопрос 1.
Что такое система? Приведите примеры.
Система в информатике — это совокупность взаимосвязанных элементов, работающих совместно для достижения определенной цели. Каждый элемент системы выполняет свою функцию, а взаимодействие между ними обеспечивает целостность и эффективность всей системы.
Примеры систем в информатике
Системы встречаются практически везде, где используется компьютерная техника. Вот несколько примеров:
- Компьютер: Является самой очевидной системой. Состоит из аппаратных компонентов (процессор, память, жесткий диск и т.д.) и программного обеспечения (операционная система, приложения).
- Операционная система: Управляет аппаратными ресурсами компьютера и обеспечивает взаимодействие пользователя с компьютером. Примеры: Windows, macOS, Linux.
- База данных: Организованная совокупность данных, позволяющая эффективно их хранить, извлекать и обрабатывать. Примеры: MySQL, PostgreSQL, Oracle.
- Компьютерная сеть: Совокупность компьютеров и других устройств, соединенных между собой для обмена информацией. Примеры: локальная сеть (LAN), глобальная сеть (Internet).
- Программное обеспечение: Любая компьютерная программа, выполняющая определенные задачи. Примеры: текстовые редакторы, браузеры, игры.
- Информационная система: Совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для сбора, хранения, обработки и выдачи информации. Примеры: системы управления предприятием (ERP), системы автоматизации проектирования (CAD).
- Искусственный интеллект: Системы, способные к обучению, принятию решений и выполнению задач, которые обычно требуют человеческого интеллекта. Примеры: нейронные сети, алгоритмы машинного обучения.
Виды систем
Системы можно классифицировать по различным признакам:
- По назначению: информационные, управляющие, вычислительные и др.
- По структуре: централизованные, децентрализованные, распределенные.
- По сложности: простые, сложные.
- По открытости: открытые (взаимодействуют с внешней средой), закрытые (изолированы от внешней среды).
Основные свойства систем
- Целостность: Система представляет собой единое целое, свойства которого не сводятся к сумме свойств отдельных элементов.
- Взаимосвязь элементов: Элементы системы связаны между собой и взаимодействуют друг с другом.
- Иерархичность: Системы могут состоять из подсистем, которые в свою очередь могут состоять из еще более мелких подсистем.
- Эмерджентность: Возникновение новых свойств у системы, которые не присущи отдельным элементам.
Понимание системных принципов является важным для специалистов в области информатики, так как позволяет эффективно проектировать, разрабатывать и использовать компьютерные системы.
Вопрос 2.
Что такое структура? Приведите примеры.
Структуры данных в информатике: понятие и примеры
Структура данных – это способ организации и хранения данных в компьютере, позволяющий эффективно выполнять различные операции над этими данными. Выбор подходящей структуры данных зависит от конкретной задачи и требований к времени выполнения операций.
Основные типы структур данных:
Линейные структуры:
- Массив: упорядоченная коллекция элементов одного типа, доступ к которым осуществляется по индексу.
- Пример: Массив целых чисел, представляющий список студентов по группам.
- Список: линейная структура, в которой элементы связаны между собой ссылками.
- Пример: Односвязный список, хранящий задачи в порядке их поступления.
- Стек: структура данных LIFO (Last In, First Out), где элементы добавляются и удаляются только с одного конца (вершины).
- Пример: Стек вызовов функций в программе.
- Очередь: структура данных FIFO (First In, First Out), где элементы добавляются в конец, а удаляются из начала.
- Пример: Очередь на печать документов.
Нелинейные структуры:
- Дерево: иерархическая структура данных, где каждый элемент (узел) имеет одного родителя и множество дочерних элементов.
- Пример: Двоичное дерево поиска для быстрой сортировки и поиска данных.
- Граф: структура данных, представляющая собой набор вершин (узлов) и ребер (связей) между ними.
- Пример: Социальная сеть, где пользователи – это вершины, а связи между ними – ребра.
- Хэш-таблица: структура данных, обеспечивающая быстрый поиск элементов по ключу.
- Пример: Телефонная книга, где ключ – фамилия, а значение – номер телефона.
Выбор структуры данных:
- Время доступа: насколько быстро можно найти или изменить элемент.
- Используемые операции: какие операции чаще всего выполняются над данными (добавление, удаление, поиск).
- Использование памяти: сколько памяти требуется для хранения структуры.
Примеры использования структур данных:
- Компиляторы: используют стеки для анализа выражений и управления областью видимости переменных.
- Базы данных: используют деревья и хэш-таблицы для эффективного поиска и сортировки данных.
- Операционные системы: используют очереди для планирования задач и управления процессами.
- Графические приложения: используют графы для представления объектов и их связей.
- Искусственный интеллект: использует различные структуры данных для представления знаний и обучения моделей.
Вопрос 3.
Приведите примеры систем, имеющих одинаковый состав (одинаковые элементы), но разную структуру.
Примеры из повседневной жизни
- Лего-конструкторы: Из одних и тех же деталей можно собрать бесконечное множество различных моделей: от простой машинки до сложного замка. Разница будет заключаться в том, как эти детали соединены между собой, то есть в структуре.
- Кубик Рубика: Все грани кубика состоят из одинаковых маленьких кубиков, но их расположение определяет, собран кубик или нет.
- Молекулы: Многие органические соединения имеют одинаковый состав (например, глюкоза и фруктоза), но различаются по структуре (изомерия), что приводит к различным свойствам.
Примеры из информатики
- Программы: Разные программы могут быть написаны на одном и том же языке программирования (элементах), но иметь совершенно разную логику работы, определяемую структурой алгоритмов.
- Базы данных: Две базы данных могут содержать одни и те же данные (элементы), но быть организованы по-разному (реляционная, иерархическая, сетевая), что влияет на эффективность поиска и обработки информации.
- Компьютерные сети: Сети с одинаковым оборудованием (компьютерами, маршрутизаторами) могут иметь различную топологию (звезда, кольцо, шина), что влияет на надежность и производительность сети.
- Веб-сайты: Два сайта могут использовать одинаковые языки разметки (HTML, CSS) и скрипты (JavaScript), но иметь совершенно разный дизайн и функциональность благодаря различной структуре кода.
Почему структура так важна?
- Функциональность: Структура определяет, как система выполняет свои задачи.
- Эффективность: Разная структура может привести к различной производительности системы.
- Надежность: Структура влияет на устойчивость системы к ошибкам и сбоям.
- Масштабируемость: Структура определяет, насколько легко систему можно расширить или уменьшить.
Вывод: Даже если системы состоят из одинаковых элементов, их структура определяет их поведение и свойства. Понимание этого принципа важно для решения различных задач в информатике, от проектирования программного обеспечения до построения компьютерных сетей.
Вопрос 4.
В чем суть системного эффекта? Приведите примеры.
Системный эффект – это явление, когда свойства целой системы оказываются больше суммы свойств ее отдельных частей. Другими словами, возникает новое качество, которое не присуще ни одному из элементов системы в отдельности.
Почему это важно в информатике?
- Сложность систем: Современные информационные системы состоят из множества взаимосвязанных компонентов. Понимание системного эффекта позволяет предвидеть, как изменения в одной части системы повлияют на ее общее поведение.
- Эмерджентность: Системный эффект связан с понятием эмерджентности – появлением новых свойств на более высоких уровнях организации системы. Это особенно важно при разработке сложных программных систем и искусственного интеллекта.
- Нелинейность: Взаимодействия между компонентами системы часто носят нелинейный характер, что приводит к неожиданным результатам. Системный эффект помогает учитывать эти нелинейности.
Примеры системного эффекта в информатике:
- Сети: В компьютерных сетях взаимодействие множества компьютеров приводит к появлению новых возможностей, таких как распределенные вычисления, обмен файлами и коллективная работа.
- Программное обеспечение: Взаимодействие модулей программного обеспечения создает сложные приложения, способные выполнять задачи, недоступные для каждого модуля в отдельности.
- Искусственный интеллект: Нейронные сети демонстрируют яркий пример системного эффекта. Взаимодействие большого числа нейронов позволяет решать сложные задачи, такие как распознавание образов и перевод языков.
- Интернет: Глобальная сеть Интернет является результатом взаимодействия миллионов компьютеров и сетей. Она обладает свойствами, которые не присущи ни одному из этих компьютеров в отдельности.
Другие примеры из повседневной жизни:
- Оркестр: Звучание оркестра – это результат согласованной работы множества музыкантов. Качество исполнения зависит не только от мастерства каждого музыканта, но и от их взаимодействия.
- Город: Город – это сложная система, состоящая из множества элементов: зданий, дорог, людей. Взаимодействие этих элементов создает уникальную среду обитания.
Ключевые идеи:
- Целое больше суммы частей: Системный эффект показывает, что свойства системы не могут быть полностью объяснены свойствами ее компонентов.
- Взаимодействие: Взаимодействие между компонентами системы играет ключевую роль в возникновении новых свойств.
- Эмерджентность: Новые свойства, возникающие в результате взаимодействия, называются эмерджентными.
Понимание системного эффекта позволяет:
- Разрабатывать более эффективные и надежные информационные системы.
- Предсказывать поведение сложных систем.
- Решать проблемы, связанные с нелинейностью и сложностью систем.
Вопрос 5.
Что такое подсистема?
Подсистема – это самостоятельная часть более крупной системы, которая выполняет определенную функцию или набор функций и взаимодействует с другими подсистемами. Представьте себе автомобиль: двигатель, тормозная система, электрическая система – все это подсистемы, работающие вместе для достижения общей цели – движения автомобиля.
Основные характеристики подсистем:
- Самостоятельность: Каждая подсистема имеет свою структуру и функции.
- Взаимодействие: Подсистемы связаны между собой и обмениваются данными или сигналами.
- Целостность: Подсистема должна выполнять свою задачу эффективно и надежно.
- Иерархичность: Подсистемы могут быть вложены друг в друга, образуя многоуровневые структуры.
Примеры подсистем в различных областях:
- Информационные системы: База данных, интерфейс пользователя, модуль безопасности.
- Промышленные системы: Система управления производством, система контроля качества.
- Биологические системы: Нервная система, пищеварительная система.
- Социальные системы: Образовательная система, экономическая система.
Зачем нужны подсистемы?
- Упрощение разработки: Разделение системы на подсистемы позволяет работать над каждой частью отдельно.
- Повышение надежности: Отказ одной подсистемы не обязательно приводит к отказу всей системы.
- Модульность: Подсистемы можно легко заменять или модифицировать.
- Масштабируемость: Систему можно расширять путем добавления новых подсистем.
Виды подсистем
- Функциональные подсистемы: Выполняют определенную функцию (например, подсистема ввода данных).
- Технические подсистемы: Обеспечивают техническую реализацию (например, аппаратная подсистема).
- Информационные подсистемы: Обрабатывают информацию (например, база данных).
Важные понятия, связанные с подсистемами
- Интерфейс подсистемы: Определяет, как подсистема взаимодействует с другими компонентами системы.
- Модульность: Способность системы быть разделенной на независимые модули (подсистемы).
- Декомпозиция: Процесс разбиения системы на подсистемы.
Вывод: Понятие подсистемы является фундаментальным в информатике и других областях. Понимание принципов работы подсистем позволяет эффективно проектировать, разрабатывать и анализировать сложные системы.
Вопрос 6.
В чем состоит цель всякой науки с системной точки зрения?
С системной точки зрения, любая наука стремится к построению моделей реальности. Эти модели помогают нам:
- Объяснить наблюдаемые явления.
- Предсказать будущие события.
- Управлять процессами.
Модель — это упрощенное представление сложной системы. Она позволяет выделить основные элементы, связи между ними и закономерности функционирования.
Конкретные цели науки:
- Идентификация элементов системы: Выявление основных компонентов, из которых состоит изучаемый объект или процесс.
- Анализ связей: Исследование взаимодействия между элементами системы, выявление причинно-следственных отношений.
- Формулирование законов: Описание общих закономерностей, которым подчиняется система.
- Создание теории: Объединение всех полученных знаний в единую систему, позволяющую объяснить и предсказать поведение системы в целом.
- Практическое применение: Использование полученных знаний для решения конкретных задач, создания новых технологий и улучшения жизни людей.
Пример из информатики
В информатике целью является создание моделей вычислений, алгоритмов и данных. Эти модели помогают нам:
- Понимать как работают компьютеры.
- Разрабатывать новые программные продукты.
- Решать сложные вычислительные задачи.
- Обеспечивать безопасность информации.
Например: Теория алгоритмов помогает нам оценивать эффективность различных методов решения задач, а теория баз данных позволяет эффективно организовывать и хранить большие объемы информации.
Системный подход в науке: ключевые преимущества
- Комплексность: Позволяет рассматривать явления во всей их сложности, учитывая множество взаимосвязанных факторов.
- Междисциплинарность: Объединяет знания из разных областей науки.
- Практическая значимость: Приводит к созданию новых технологий и решению актуальных проблем.
Вывод: Цель любой науки — это не просто накопление знаний, а создание стройной системы понятий и законов, позволяющей нам лучше понимать окружающий мир и эффективно взаимодействовать с ним.
Вопрос 7.
Какие системные открытия в науке сделали Н. Коперник, К. Линней, В. И. Вернадский? Назовите имена других ученых и их открытия, имеющие системный характер.
Прежде чем мы углубимся в ответ, важно уточнить, что непосредственной связи между работами Коперника, Линнея и Вернадского с информатикой как наукой, которая сформировалась значительно позже, нет. Их открытия относятся к другим областям знания: астрономии, биологии и геохимии соответственно.
Однако, их работы имеют глубокое философское и методологическое значение, которое оказало влияние на развитие научного мышления в целом, включая и информатику. Давайте рассмотрим их вклад подробнее:
Николай Коперник
- Гелиоцентрическая система мира: Коперник перевернул представление о месте Земли во Вселенной, поместив Солнце в центр. Это открытие стало фундаментом современной астрономии и показало, что научные теории должны основываться на наблюдениях и логических рассуждениях, а не на догмах.
- Системный подход: Коперник создал первую целостную модель Солнечной системы, где все планеты движутся по определенным орбитам. Это был один из первых примеров системного подхода в науке, когда отдельные явления рассматриваются в контексте более общей системы.
Карл Линней
- Система классификации живых организмов: Линней разработал систему классификации растений и животных, которая стала основой современной биологии. Он ввел понятие вида и рода, а также биномиальную номенклатуру, которая используется до сих пор.
- Иерархический принцип: Система Линнея построена на иерархическом принципе, где организмы группируются по сходству признаков. Этот принцип широко используется в информатике для организации данных и создания классификаторов.
Владимир Иванович Вернадский
- Учение о биосфере: Вернадский разработал учение о биосфере как планетарном явлении, определяемом живыми организмами. Он показал, что живое вещество играет активную роль в геологических процессах и формировании облика Земли.
- Системный подход к изучению природы: Вернадский подчеркивал необходимость системного подхода к изучению природы, учитывающего взаимодействие всех ее компонентов. Это повлияло на развитие многих наук, включая экологию и геохимию.
Другие ученые и их системные открытия
- Исаак Ньютон: Создал классическую механику, которая описывает движение тел и их взаимодействие. Ньютон сформулировал законы движения и закон всемирного тяготения, которые стали основой для развития физики и многих других наук.
- Альберт Эйнштейн: Разработал теорию относительности, которая революционизировала представления о пространстве, времени и гравитации.
- Чарльз Дарвин: Создал теорию эволюции, которая объясняет разнообразие живых организмов путем естественного отбора.
- Дмитрий Менделеев: Разработал периодическую систему химических элементов, которая стала основой современной химии.
Как эти открытия связаны с информатикой?
- Системный подход: Все эти ученые использовали системный подход для изучения сложных явлений. Этот подход является фундаментальным для информатики, где системы представляются в виде моделей и алгоритмов.
- Классификация и иерархия: Линнеевская система классификации и иерархический принцип широко используются в информатике для организации данных и построения информационных систем.
- Моделирование: Ньютонова механика, теория относительности и другие физические теории служат основой для создания математических моделей, которые широко используются в информатике для моделирования различных процессов.
Вывод: Хотя Коперник, Линней и Вернадский не были непосредственно связаны с информатикой, их работы оказали глубокое влияние на развитие научного мышления и методологии, которые лежат в основе современной информатики. Их открытия демонстрируют важность системного подхода, классификации, моделирования и других принципов, которые широко используются в информатике.
Вопрос 8.
Что такое системный подход? Приведите примеры ситуаций, когда отсутст вие системного подхода ведет к катастрофическим последствиям.
Системный подход в информатике – это методология, при которой любой объект или процесс рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Такой подход позволяет:
- Анализировать: Разбить сложную систему на более простые компоненты для детального изучения.
- Проектировать: Создавать новые системы, учитывая взаимодействие всех элементов.
- Управлять: Оптимизировать работу существующих систем.
Ключевые принципы системного подхода:
- Целостность: Система рассматривается как единое целое.
- Взаимосвязь элементов: Каждый элемент системы влияет на другие и на систему в целом.
- Иерархичность: Система состоит из подсистем, которые, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем.
- Эмерджентность: Возникновение новых свойств у системы, которые не присущи отдельным элементам.
Примеры отсутствия системного подхода и их катастрофические последствия
-
Разработка программного обеспечения:
- Отсутствие модульности: Код программы написан одним большим блоком, что затрудняет его понимание, изменение и отладку. При внесении изменений в одну часть программы могут возникнуть непредвиденные ошибки в других ее частях.
- Недостаточное тестирование: Программа тестируется только на ограниченном наборе данных, что может привести к сбоям в реальных условиях эксплуатации.
-
Создание информационных систем:
- Отсутствие единой архитектуры: Различные компоненты информационной системы разрабатываются независимо друг от друга, что приводит к проблемам совместимости и интеграции.
- Недостаточное внимание к безопасности: Отсутствие надежных механизмов защиты данных может привести к утечке конфиденциальной информации или кибератакам.
-
Управление проектами:
- Отсутствие четкого плана: Проект развивается хаотично, без четко определенных целей и сроков.
- Неэффективная коммуникация: Отсутствие координации между участниками проекта приводит к задержкам и снижению качества результата.
Реальные примеры катастроф, вызванных отсутствием системного подхода:
- Авария на Чернобыльской АЭС: Катастрофа произошла из-за целого комплекса ошибок, связанных с нарушением правил эксплуатации, недостаточным контролем за безопасностью и отсутствием надежных систем безопасности.
- Сбой в работе компьютерных систем: Сбои в работе компьютерных систем могут привести к серьезным финансовым потерям, нарушению производственных процессов и даже к человеческим жертвам. Например, сбой в системе управления воздушным движением может привести к авиакатастрофе.
Вывод: Системный подход является одним из наиболее важных принципов в информатике. Его применение позволяет создавать более надежные, эффективные и безопасные системы. Отсутствие системного подхода может привести к серьезным последствиям, вплоть до катастроф.
Вопрос 9.
Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве
систем:
костюм;
автомобиль;
компьютер;
городская телефонная сеть;
школа;
армия;
государство.
Подсистема – это часть системы, выполняющая определенную функцию и взаимодействующая с другими частями системы. Выделение подсистем помогает лучше понять, как работает система в целом.
1. Костюм:
- Подсистемы: верхняя часть (защита от холода, эстетическая функция), нижняя часть (аналогично), обувь (защита ног, удобство движения).
- Дополнительные элементы: аксессуары (ремень, галстук) могут рассматриваться как отдельные подсистемы, дополняющие основные функции костюма.
2. Автомобиль:
- Основные подсистемы: двигатель (преобразование энергии), трансмиссия (передача крутящего момента), ходовая часть (обеспечение движения), система управления (управление автомобилем), электрическая система (питание различных узлов), система безопасности (защита пассажиров).
- Дополнительные подсистемы: аудиосистема, климат-контроль, система навигации и т.д.
3. Компьютер:
- Основные подсистемы: процессор (вычисления), оперативная память (временное хранение данных), жесткий диск (постоянное хранение данных), материнская плата (соединение всех компонентов), устройства ввода (клавиатура, мышь), устройства вывода (монитор, принтер), сетевая карта (подключение к сети).
- Дополнительные подсистемы: видеокарта, звуковая карта, различные периферийные устройства.
4. Городская телефонная сеть:
- Основные подсистемы: абонентские устройства (телефоны), коммутационное оборудование (установление соединений), линии связи (физические каналы), система управления сетью.
5. Школа:
- Основные подсистемы: учебно-воспитательная (образовательный процесс), административная (управление школой), хозяйственная (обеспечение материально-технической базы).
- Дополнительные подсистемы: социальная (взаимодействие между учениками, учителями и родителями), спортивная, культурная.
6. Армия:
- Основные подсистемы: командная (управление войсками), боевая (ведение боевых действий), тыловая (обеспечение армии всем необходимым), разведывательная (сбор информации о противнике).
7. Государство:
- Основные подсистемы: политическая (принятие законов, управление страной), экономическая (производство товаров и услуг), социальная (обеспечение благосостояния граждан), правовая (охрана правопорядка), внешнеполитическая (отношения с другими государствами).
Вопрос 10.
Удаление каких элементов из вышеназванных систем приведет к потере системного эффекта, т. е. к невозможности выполнения их основного назначения? Попробуйте выделить существенные и несущественные элементы этих систем с позиции системного эффекта.
Системный эффект – это свойство системы, возникающее при взаимодействии ее элементов и отсутствующее у каждого элемента в отдельности.
-
Костюм:
- Существенные элементы: ткань, нитки, застежки. Без них костюм не будет выполнять свою основную функцию – защищать тело и создавать определенный образ.
- Несущественные элементы: пуговицы (можно заменить на кнопки или молнию), подкладка (может отсутствовать в некоторых моделях), карманы (не обязательны).
-
Автомобиль:
- Существенные элементы: двигатель, трансмиссия, колеса, кузов. Без этих элементов автомобиль не сможет двигаться.
- Несущественные элементы: магнитола, кондиционер, люк на крыше. Эти элементы повышают комфорт, но не являются критичными для движения автомобиля.
-
Компьютер:
- Существенные элементы: процессор, оперативная память, жесткий диск, материнская плата, блок питания. Без этих компонентов компьютер не сможет выполнять вычисления и хранить данные.
- Несущественные элементы: клавиатура, мышь, монитор. Эти устройства служат для взаимодействия с компьютером, но не являются его ядром.
-
Городская телефонная сеть:
- Существенные элементы: абонентские устройства, коммутаторы, линии связи. Без этих элементов невозможна передача голосовых сообщений между абонентами.
- Несущественные элементы: дополнительные сервисы (например, голосовая почта, конференц-связь). Эти сервисы расширяют функциональность сети, но не являются основными.
-
Школа:
- Существенные элементы: учителя, ученики, учебные программы, учебные помещения. Без этих элементов не может осуществляться образовательный процесс.
- Несущественные элементы: спортивный зал, библиотека, столовая. Эти элементы дополняют образовательный процесс, но не являются строго необходимыми.
-
Армия:
- Существенные элементы: военнослужащие, вооружение, система управления. Без этих элементов армия не сможет выполнять свои боевые задачи.
- Несущественные элементы: военная форма, военная техника (не вся). Эти элементы повышают эффективность армии, но не являются определяющими.
-
Государство:
- Существенные элементы: население, территория, власть. Без этих элементов государство не может существовать как самостоятельная политическая единица.
- Несущественные элементы: армия, полиция, судебная система. Эти элементы обеспечивают безопасность и порядок внутри государства, но не являются его основой.
Вывод: Удаление существенных элементов из любой системы приведет к потере ее системного эффекта и, как следствие, к невозможности выполнения ее основных функций. Несущественные элементы могут быть удалены или заменены без потери основной функциональности системы.