В.П. Астафьев Проза: Советская классическая проза “И милосердия” провести анализ главы из прозы
14 Просмотров
Задание:
В.П. Астафьев Проза: Советская классическая проза “И милосердия” провести анализ главы из прозы:
Девочка в красном пальтишке, в меховых башмачках, в пуховой шапочке кормила голубей из кулька.
И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг дружку, оттирая боком. Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и все повторяла: «У, какие! У, какие!..»
А на скамейке сидел ее отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, хвалил ее за усердие, а ночью он сгребал лопатою мертвых голубей в кузов машины и, когда нагреб их полный кузов, отвез на свалку и сжег там.
Вернулся он домой наутре, осторожно прошел мимо кровати дочки, которая спала глубоко, руки ее были хорошо, с мылом омыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбалась.
И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как «несмышленая» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных и нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте другие «борцы» за здоровье людей обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. Но клеща в эту пору не убить — он, оцепенев, спит в гнилых пеньях, колодинах и под корой, а вот птицу в той местности истребили всю подчистую.
А птицы там было, птицы! Уже отравленная, но все еще живая, способная двигаться, птица — глухари, тетерева, рябчики вылетали на солнцевосход, грелись и падали замертво на узкую, «обогревную» тропинку и так их много упало, что, когда я шел весной по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи скелеты, и сапоги по щиколотку уходили в перо, и было идти тяжело и вязко, будто по мягкому проседающему мху.
Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы, себя, детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь… и милосердия ми воздаждь… и милосердия…»
Ответ на задание:
Анализ главы из прозы “И милосердия” В.П. Астафьева
Общий контекст
В данной главе произведения “И милосердия” В.П. Астафьева рассматривается сцена, где девочка кормит голубей, а её отец, сидящий на скамейке, поощряет её. Однако ночью отец сжигает мёртвых голубей, убитых отравленной пищей.
Анализ элементов текста
1. Идиллическая картинка и жестокая реальность
-
Идиллическая сцена: Описывается яркая, красочная картинка с девочкой, голубями и солнцем. Это создает впечатление невинности и радости.
-
Жестокая реальность: Отец, в отличие от идиллической картинки, совершает жестокие действия, уничтожая голубей. Это раскрывает разрыв между видимой красотой и тем, что на самом деле происходит.
2. Символика голубей
- Символика: Голуби, как их кормление, могут символизировать невинность и мир. Однако их уничтожение подчеркивает темную сторону жизни и деятельности отца.
3. Двойственность персонажа
- Двойственность отца: Отец одновременно поощряет дочь и совершает жестокие поступки. Это создает сложный образ персонажа, в котором сочетаются заботливость и безжалостность.
4. Аллюзия на общественные явления
- Общественные проблемы: Через отравление голубей и их уничтожение автор поднимает вопросы экологии, ответственности за природу и безразличия к последствиям своих действий.
5. Эмоциональный контраст
- Эмоциональный контраст: Отцовское поощрение и весёлая деятельность дочери контрастируют с холодностью и безразличием в отношении к уничтожению голубей.
6. Внутренний конфликт автора
- Внутренний конфликт: Автор выражает своё негодование и трагедию происходящего через свой внутренний монолог и молитву, подчёркивая бессилие и беспомощность перед жестокостью мира.
Заключение
Глава “И милосердия” В.П. Астафьева ярко передаёт контраст между видимой красотой и тёмными сторонами реальности. Через символику и душевный внутренний монолог автор раскрывает темы безразличия к природе и человеческой жестокости, создавая глубокий эмоциональный эффект у читателя.