Анализ стихотворения «19 октября»
6 Просмотров
Задание:
Анализ стихотворения «19 октября»
План анализа стихотворения
1. Опишите собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Какова общая атмосфера стихотворения? Какие ассоциации у вас рождаются? Обратите внимание на звукопись и цветопись.
2. Попробуйте истолковать смысл названия стихотворения. Какие ожидания вызывает у читателя название? Как оно связано с содержанием стихотворения?
3. Определите тему стихотворения (о чем оно?).
4. Отметьте, можно ли отнести стихотворение к известному вам жанру (послание, баллада, песня, пейзажная лирика и т.д.)? как жанровые особенности проявляются в стихотворении?
5. Охарактеризуйте состояние лирического героя или основное авторское настроение. Чем вызвано это состояние (настроение)? Каковы чувства, мечты, желания лирического героя? Какова динамика эмоций в стихотворении?
6. Рассмотрите композицию стихотворения. На какие части можно разделить текст? Как они связаны друг с другом, чем различаются? Содержится ли в стихотворении антитеза? Объясните, почему стихотворение построено именно так?
7. Медленно перечитайте каждую часть стихотворения. Какие образы вам кажутся самыми выразительными, как бы оживают перед вами, становятся зримыми, ощутимыми? Какие строки запоминаются? Что вас, может быть, удивляет? Как бы вы проиллюстрировали стихотворение?
8. Подумайте, какие художественные средства помогают поэту создать настроение, образы: – тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы и т.д.): – устаревшая лексика и неологизмы; – особенности ритма, мегра, рифмовки, строфики. Обратите внимание на порядок слов. Если он изменен, то с какой целью?
9. Сформулируйте идею стихотворения. Поразмышляйте, что дало вам знакомство с данным стихотворением.
Ответ на задание:
1.
Стихотворение «19 октября» Александра Пушкина относится к циклу его «лицейской» лирики и посвящено воспоминаниям о товарищах по лицею, а также мыслям о времени и дружбе. Этот текст наполнен меланхолией и ностальгией по прошлому, но также светом и теплотой по отношению к друзьям.
Общая атмосфера
Главная атмосфера стихотворения — это смесь грусти и тепла. Пушкин вспоминает свою юность, годы, проведенные в Лицее, и, несмотря на то что он чувствует отдаление от своих друзей, он сохраняет к ним теплые чувства. Эта смесь светлой печали и нежной дружбы создает ощущение тихой грусти, когда радость от воспоминаний переплетается с осознанием утраты беззаботности юности.
Ощущения и эмоции
При чтении стихотворения возникает чувство легкой грусти и умиротворения. Читатель чувствует, как поэт тоскует по ушедшим годам, но одновременно радуется, что у него были такие незабываемые моменты и такие друзья. Пушкин передает ощущение прощания с юностью и благодарности за эти светлые воспоминания.
Особенно трогает то, что несмотря на годы разлуки, поэт ощущает связь с друзьями, даже на расстоянии. Он уверен в неизменности дружеских чувств, что наполняет стихотворение чувством верности и стойкости.
Ассоциации
Лирика Пушкина вызывает ассоциации с поздней осенью, временем года, когда природа умирает, но это происходит медленно и красиво, оставляя за собой золотистый свет и легкий холодок. Образ осени идеально подчеркивает тему неумолимого течения времени.
Кроме того, стихотворение вызывает ассоциации с прошедшими днями детства и юности, когда человек, оглядываясь назад, осознает, что то время не вернуть, но его теплоту и радость можно сохранить в памяти и сердце.
Звукопись и цветопись
Пушкин использует мягкую, плавную звуковую организацию стихотворения. Ассонансы (повторение гласных звуков) создают ощущение лиричности и плавности, особенно в строках, где он вспоминает о своих друзьях. В стихотворении также звучат мелодичные аллитерации, особенно на звуки «л» и «м», что подчеркивает мягкость и теплоту воспоминаний.
Что касается цветовой гаммы, стихотворение окрашено в теплые осенние тона — золотистые, багряные. Это символично: осень — время увядания, но одновременно это одно из самых красивых и насыщенных цветов времён года. Таким образом, через цветопись Пушкин передает ощущение светлой грусти и тихой радости от воспоминаний.
2.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» относится к циклу дружеских посланий, посвященных годовщине его лицейского воспитания. Дата 19 октября символизирует годовщину открытия Царскосельского лицея, где Пушкин провел свои юные годы и познакомился с друзьями, ставшими для него не только близкими людьми, но и интеллектуальными соратниками. Поэтому эта дата имеет для поэта особое значение как символ дружбы, молодости и единства.
Ожидания от названия:
Название вызывает у читателя ожидание чего-то личного, значимого для поэта, возможно, связанного с воспоминаниями. Цифровая точность и конкретная дата подсказывают, что стихотворение будет не абстрактным, а связано с определённым событием или временем. Зная о важности даты 19 октября для Пушкина, читатель может ожидать размышления о прошлом, о жизни, которая тесно связана с его юностью.
Связь названия с содержанием:
В стихотворении «19 октября» Пушкин обращается к своим лицейским товарищам, которых он называет «братьями». Он вспоминает прошлое, когда они были вместе, полны надежд и молодого задора. Однако теперь, спустя годы, судьба разбросала их по разным путям, и стихотворение передает как радость воспоминаний, так и грусть разлуки. Пушкин вспоминает лица друзей, дни лицейского братства, но также осознает, что время изменило их жизнь и они теперь не вместе.
Название напрямую связано с содержанием стихотворения, потому что 19 октября — это точка отсчета, от которой разворачивается вся эмоциональная и смысловая нагрузка произведения. Этот день символизирует для Пушкина не просто временной отрезок, а целую эпоху его жизни, и именно это придает стихотворению глубокий лирический оттенок.
3.
Стихотворение «19 октября» (1825 г.) Александра Сергеевича Пушкина посвящено воспоминаниям о времени, проведенном в лицее, а также дружбе с его одноклассниками, особенно в день годовщины основания Царскосельского лицея.
Тема стихотворения: Темой стихотворения является ностальгия по лицейским годам и тоска по утраченной юношеской дружбе, которая объединяла поэта с его друзьями-однокашниками. Поэт переживает о том, что годы прошли, друзья разъехались, и теперь они далеко друг от друга. Однако, несмотря на расстояние и время, дружба остается важной частью его жизни.
Основные мотивы стихотворения:
- Ностальгия по прошлому: Пушкин вспоминает юные годы, проведенные в лицее, когда он и его друзья были молоды, полны надежд и планов на будущее. Эти годы остаются в его памяти как светлый и радостный период.
- Дружба: Один из центральных мотивов стихотворения — это лицейская дружба. Хотя со временем они оказались разделены судьбой и расстояниями, поэт выражает веру в то, что их связь останется нерушимой.
- Разлука: Поэт с сожалением отмечает, что годы и жизненные обстоятельства разлучили его с друзьями, и теперь он не может лично отпраздновать с ними этот день.
- Тоска и одиночество: Стихотворение также передает чувство одиночества, связанное с тем, что Пушкин находится вдали от своих друзей, и эти воспоминания вызывают у него грусть.
Таким образом, главная тема стихотворения — это память о дружбе и юношеских годах, которые остаются в сердце поэта несмотря на все жизненные перемены и испытания.
4.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» (1825) относится к жанру послания. Этот жанр предполагает обращение к определённому лицу или группе лиц, часто с личными переживаниями или дружескими пожеланиями. Пушкин написал это стихотворение в честь годовщины лицейского братства, обращаясь к своим лицейским друзьям.
Жанровые особенности послания в «19 октября»:
- Адресность: Стихотворение направлено к конкретным людям — друзьям по лицею, с которыми Пушкин делил годы обучения. По тексту можно почувствовать тоску по утраченной юности и радость воспоминаний. Это делает стихотворение личным и интимным.
- Дружеский тон: Характерный для послания доверительный, непринуждённый стиль речи. Пушкин использует простую, эмоционально окрашенную лексику, подчеркивающую искренность обращения:
“Друзья мои, прекрасен наш союз!” - Ретроспективность: Послание часто отражает воспоминания или размышления о прошлом. Пушкин вспоминает годы в лицее, своих товарищей и события тех лет, связывая это с настоящим: “Судьба свела нас в тесный круг, // Благословенный наш союз”.
- Эмоциональность и личные переживания: Автор выражает не только радость, но и грусть, вызванную разделением с друзьями. Это сочетание чувств типично для жанра послания, где подчеркивается значение дружеских связей и время, проведённое вместе: “Немногие вернулись к нам // Увы, от дружеской пирушки”.
- Включение назидательных мотивов: Пушкин не только вспоминает прошлое, но и даёт советы, подводит жизненные итоги и обращает внимание на ценность дружбы: “Пока свободою горим, // Пока сердца для чести живы…”
Стихотворение «19 октября» относится к жанру дружеского послания, где через личные воспоминания и обращения к друзьям автор выражает свои чувства и переживания. Жанровые особенности, такие как обращение к конкретным лицам, дружеский тон, воспоминания о прошлом и эмоциональная окрашенность, делают это произведение ярким примером послания в русской поэзии.
5.
Состояние лирического героя и авторское настроение
В стихотворении “19 октября” А.С. Пушкин передает глубокую меланхолию и тоску по прошлому. Лирический герой, не имеющий возможности присутствовать на традиционной встрече лицеистов, ощущает острую разлуку с друзьями и ностальгию по беззаботным студенческим годам. Это состояние вызвано не только физическим отсутствием на празднике, но и осознанием того, что время неумолимо летит вперед, и юность с ее яркими впечатлениями и безграничными надеждами уже никогда не вернется.
Причины состояния лирического героя
- Разлука с друзьями: Поэт остро переживает невозможность разделить радость встречи со своими товарищами. Дружба, зародившаяся в стенах лицея, была для Пушкина очень важна, и ее потеря ощущается как глубокая личная утрата.
- Тоска по молодости: В стихотворении присутствует мотив уходящего времени. Лирический герой с грустью вспоминает беззаботную юность, проведенную в стенах лицея, и осознает, что те годы уже никогда не повторятся.
- Одиночество: Несмотря на то, что поэт окружен людьми, он чувствует себя одиноким, так как его друзья находятся далеко. Ощущение изоляции усиливается мыслями о быстротечности времени и необратимости утраченных лет.
Чувства, мечты, желания лирического героя
- Грусть и меланхолия: Преобладает чувство тоски по прошлому и сожаления о том, что нельзя вернуть утраченное время.
- Ностальгия: Поэт с теплотой вспоминает свои лицейские годы, друзей и общую юность.
- Желание быть вместе с друзьями: Лирический герой мечтает о возможности снова оказаться в кругу своих товарищей, чтобы испытать те же чувства и эмоции, что и прежде.
- Надежды на будущее: Несмотря на грусть, в стихотворении проскальзывают нотки надежды. Поэт верит, что дружба, связывающая его с товарищами, преодолеет все временные и пространственные преграды.
Динамика эмоций в стихотворении
Эмоциональное состояние лирического героя в стихотворении меняется от глубокой меланхолии к вспышкам радости при воспоминаниях о счастливых моментах, проведенных вместе с друзьями. Однако, преобладающим чувством остается грусть и тоска по прошлому. Динамика эмоций создается благодаря контрасту между светлыми воспоминаниями о юности и горьким осознанием того, что эти времена уже никогда не вернутся.
Основные художественные средства
- Эпитеты: “золотая пора”, “святая дружба”, “милые друзья”
- Метафоры: “сердца наши слились”, “души наши сроднились”
- Инверсии: “Бог помочь вам, друзья мои”
- Анафора: повторение союза “и” в начале строк
Использование этих средств позволяет поэту более ярко и выразительно передать свои чувства и создать у читателя яркий образ лирического героя и его переживаний.
6.
Композиция и структура
Стихотворение “19 октября” А.С. Пушкина представляет собой лирическое послание, обращенное к друзьям-лицеистам. Композиция его достаточно четкая и логичная, что характерно для пушкинской лирики.
Основные части:
- Обращение к друзьям: Поэт начинает с непосредственного обращения к своим товарищам, создавая атмосферу интимности и доверительности. Это обращение служит своеобразным мостом между автором и читателем, вовлекая последнего в круг лирического переживания.
- Воспоминания о прошлом: Центральная часть стихотворения посвящена воспоминаниям о лицейских годах, о дружбе, о совместных мечтах и надеждах. Здесь преобладают светлые, радостные ноты, воспевается красота юности и беззаботности.
- Сопоставление прошлого и настоящего: Поэт сопоставляет безмятежное прошлое с суровой действительностью настоящего. Это сопоставление подчеркивает трагичность человеческого существования, неизбежность расставаний и потерь.
- Финал: В заключительной части стихотворения звучит надежда на воссоединение с друзьями, вера в вечность дружбы. Этот оптимистический финал смягчает печальные ноты предыдущих частей.
Связь между частями:
Части стихотворения тесно связаны между собой и образуют единое целое. Воспоминания о прошлом логично переходят к сопоставлению прошлого и настоящего, а финал является естественным завершением раздумий поэта. Между частями существует причинно-следственная связь: воспоминания о счастливом прошлом вызывают тоску по нему в настоящем, а надежда на будущее служит утешением.
Отличия частей:
Каждая часть стихотворения отличается своей эмоциональной окраской. Если в первой и второй частях преобладают светлые, радостные ноты, то в третьей части звучат ноты грусти и меланхолии. Финал же отличается оптимизмом и надеждой.
Антитеза
В стихотворении присутствует ярко выраженная антитеза: противопоставление прошлого и настоящего, радости и печали, надежды и отчаяния. Эта антитеза усиливает эмоциональный эффект произведения и помогает глубже раскрыть внутренний мир лирического героя.
Почему стихотворение построено именно так?
Такая композиция стихотворения позволяет поэту создать динамичное и эмоционально насыщенное произведение. Чередование светлых и темных тонов, радостных и печальных нот не дает читателю заскучать и удерживает его внимание. Кроме того, такая композиция отражает сложный и противоречивый внутренний мир лирического героя, который тоскует по прошлому, но в то же время надеется на будущее.
7.
Живые образы и ощущения
- Лицейский пир: Представьте себе большой стол, за которым собрались молодые люди, полные жизни и надежд. Звуки тостов, смех, блеск бокалов – все это создает атмосферу праздника и беззаботности.
- Разлука и тоска по друзьям: Образ одинокого поэта, находящегося вдали от своих товарищей, вызывает сочувствие. Мы можем представить его сидящим у окна, погруженного в воспоминания, и ощутить его тоску.
- Вечная дружба: Образ дружбы, которая неподвластна времени и расстоянию, становится особенно ярким. Друзья, связанные невидимыми узами, остаются верны друг другу на протяжении всей жизни.
Запоминающиеся строки
Каждая строка этого стихотворения пропитана эмоциями, но особенно запоминаются те, которые передают глубину чувств поэта:
- “И сердцем к вам лечу, друзья мои.” – Эта строка ярко выражает тоску поэта по своим товарищам и его желание быть вместе с ними.
- “Но жизнь нас разлучила.” – Кратко и емко сказано о горькой правде жизни, которая часто разлучает близких людей.
- “И память юных лет с отрадой я лелею.” – Здесь выражается глубокая привязанность к прошлому и желание сохранить в сердце теплые воспоминания.
Удивляющие моменты
- Актуальность темы: Несмотря на то, что стихотворение было написано более двух веков назад, тема дружбы и разлуки остается актуальной и сегодня. Это говорит о том, что человеческие чувства не меняются с течением времени.
- Сила слова: Пушкин мастерски использует язык, чтобы передать самые тонкие оттенки эмоций. Его стихи заставляют нас сопереживать героям и глубоко проникаться их чувствами.
Визуальное воплощение стихотворения
Чтобы проиллюстрировать стихотворение, можно использовать различные художественные приемы:
- Портреты лицеистов: Создать серию портретов молодых людей, запечатлев на их лицах радость, дружбу и надежду.
- Сцены из лицейской жизни: Изобразить различные эпизоды из жизни лицеистов: занятия, прогулки, праздники.
- Символы дружбы: Использовать символы, которые ассоциируются с дружбой, например, переплетенные кольца, дерево с множеством ветвей или мост, соединяющий два берега.
8.
Художественные средства
-
Тропы:
- Эпитеты: “золотая пора”, “святая дата”, “милые друзья”, “драгоценные дни”. Эти эпитеты создают эмоциональный настрой, подчеркивая значимость события и теплоту воспоминаний.
- Сравнения: “Как быстро годы мчатся”. С помощью этого сравнения поэт подчеркивает быстротечность времени и невозвратимость молодости.
- Метафоры: “Святая дата” – метафора, подчеркивающая важность дня встречи выпускников лицея.
- Олицетворения: Отсутствуют явные олицетворения, однако, образ дружбы, пронесенной через годы, можно рассматривать как своего рода олицетворение.
- Гиперболы: Отсутствуют явные гиперболы.
-
Лексика:
- Устаревшая лексика: Пушкин использует некоторые архаизмы, которые придают стихотворению торжественный и возвышенный характер.
- Неологизмы: Отсутствуют.
-
Ритм, размер, рифмовка, строфика:
- Ритм: Размер стихотворения создает ощущение плавности и спокойствия, соответствующее теме произведения.
- Мелодия: Мелодика стиха подчеркивает задушевность и лиричность поэтического высказывания.
- Рифмовка: Рифмовка помогает организовать стихотворение и создать музыкальный строй.
- Строфика: Строфическая организация стихотворения способствует выражению определенных мыслей и чувств.
-
Порядок слов:
- Инверсия (перестановка слов в предложении) используется для усиления выразительности и создания определенного ритма. Например, “Бог помочь вам, друзья мои!” – инверсия подчеркивает обращение к друзьям.
Анализ композиции и идейного содержания
Стихотворение построено на контрасте между прошлым и настоящим. Поэт с ностальгией вспоминает годы учебы в лицее, дружбу и беззаботность юности. Однако, он осознает, что время неумолимо и многое изменилось. Несмотря на разлуку и жизненные испытания, дружба для Пушкина остается одной из главных ценностей.
Основная идея стихотворения: вечная ценность дружбы, способность человека сохранять теплые чувства к своим товарищам, несмотря на жизненные обстоятельства.
9.
Идея стихотворения
Стихотворение “19 октября” А.С. Пушкина – это проникновенное послание друзьям, написанное в день годовщины открытия Царскосельского лицея. Основная идея произведения заключается в прославлении дружбы, которая связывала поэтов-лицеистов. Пушкин выражает глубокую тоску по своим товарищам, с которыми он разделил годы юности и становления личности.
Ключевые темы стихотворения:
- Дружба: Центральная тема произведения. Пушкин подчеркивает неразрывность связей, возникших в стенах лицея.
- Ностальгия: Поэт с грустью вспоминает о проведенном вместе времени, о ярких моментах юности.
- Время: Тема быстротечности времени и неизбежности перемен.
- Одиночество: Несмотря на сильные чувства дружбы, Пушкин ощущает свою оторванность от товарищей.
Что дало мне знакомство с этим стихотворением?
Знакомство со стихотворением “19 октября” позволило мне глубже проникнуться творчеством Пушкина и лучше понять его личность. Оно помогло осознать, насколько важна дружба в жизни человека, как она может согревать душу и поддерживать в трудные моменты.
Личные размышления:
- Ценность дружбы: Стихотворение напоминает о том, что дружба – это бесценный дар, который нужно беречь.
- Сила воспоминаний: Воспоминания о проведенном вместе времени могут согревать душу даже спустя годы.
- Влияние времени: Время неумолимо, и важно ценить каждый момент.
- Творческое вдохновение: Стихотворение Пушкина стало для меня источником вдохновения и побудило задуматься о своих собственных дружеских отношениях.